Государственный музей истории Санкт-Петербурга
+7 (812) 230-64-31
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей
    • Назад
    • Музей
    • Новости
    • Анонсы
    • 350 лет Петру I
    • Музейный комплекс
      • Назад
      • Музейный комплекс
      • Петропавловская крепость
        • Назад
        • Петропавловская крепость
        • Историко-архитектурный очерк
        • Карта-схема крепости
      • Крепость Орешек
        • Назад
        • Крепость Орешек
        • Историко-архитектурный очерк
        • Интерактивная схема
        • Основные объекты
      • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Назад
        • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей С.М.Кирова
        • Назад
        • Музей С.М.Кирова
        • Историко-архитектурный очерк
        • Фонд С.М.Кирова
        • Издания
        • Сайт
      • Особняк Румянцева
        • Назад
        • Особняк Румянцева
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей-квартира А.А.Блока
        • Назад
        • Музей-квартира А.А.Блока
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей печати
        • Назад
        • Музей печати
        • Историко-архитектурный очерк
      • Дом Матюшина
        • Назад
        • Дом Матюшина
        • Историко-архитектурный очерк
    • Сотрудничество
      • Назад
      • Сотрудничество
      • Партнеры
        • Назад
        • Партнеры
        • Российские партнеры
        • Зарубежные партнеры
        • Информационные партнеры
      • Сотрудничество с музеями
      • Реставрация и реконструкция
    • Мультимедиа
      • Назад
      • Мультимедиа
      • Фотогалерея
      • Веб-камеры
      • 3d панорамы
      • Аудио туры
    • Контакты
    • Документы
    • Архив
    • Доступная среда
  • Экспозиции и выставки
    • Назад
    • Экспозиции и выставки
    • Экспозиции
    • Временные выставки
    • Выставки вне музея
  • События
    • Назад
    • События
    • Концерты и фестивали
    • Специалистам
    • Разное
    • Организация мероприятий
  • Лекции
  • Детям
  • Издания
  • Фонды
    • Назад
    • Фонды
    • Вещественные памятники
    • Изобразительные памятники
    • Фотодокументы
    • Письменные памятники
    • Открытки

Изобразительные памятники

  • Главная
  • Фонды
  • Изобразительные памятники
  •  Фонд графики истории города
    Фонд графики истории города 79
    Фонд обладает обширной коллекцией произведений изобразительного искусства, посвященных Петербургу XVIII - начала XX в. В настоящее время в ней насчитывается более 20 000 единиц хранения, выполненных в разной технике: это живопись, рисунок, гравюра, литография. Ценность коллекции в полноте иконографического материала, дающего представление о развитии города в первые два столетия от основания ... ↓ города. Все эти разные по исполнению и содержанию художественные произведения, собранные в одну коллекцию, создают яркую, достоверную картину многообразной жизни менявшегося во времени Петербурга.
     ↑
    • Гравюры
      Гравюры 13
      В коллекции гравюр хранятся листы, исполненные А. Ф. Зубовым, И. Шхонебеком, образцы Петровской эпохи и панорамы Петербурга и окрестностей М. И. Махаева середины XVIII века, а также гравированные виды Петербурга и его пригородов Д. Аткинсона, Б. Патерсена, С. Ф. Галактионова первой четверти XIX века, виды города второй половины XIX века.
    • Живопись
      Живопись 14
      В коллекции живописи собраны  произведения  известных петербургских живописцев Ф. Я. Алексеева, М. Н. Воробьева, А. М. Максимова, И.Н.Крамского, И.К.Айвазовского, работы художников русского авангарда М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, а также живописные торговые вывески начала ХХ века.
    • Коллекция рисунков
      Коллекция рисунков 20
      В коллекции рисунков — пейзажи Петербурга, жанровые зарисовки, портреты. Среди известных авторов Ж.Б.Де ла Траверс, И.И.Шарлемань, В. С. Садовников, Алекс. Н. Бенуа, П. Е. Щербов и многие другие.
    • Литографии
      Литографии 17
      Коллекция литографий может считаться достаточно полной, так как включает в себя виды Петербурга разных периодов, панорамы города, жанровые сцены, портреты.
    • Чертежи
      Чертежи 15
      В разделе архитектурной графики —  проекты и рисунки известных петербургских зодчих XVIII и XIX веков: Ф.-Б. Растрелли, И. Е. Старова, А. Ринальди, Дж. Кваренги, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. Росси, О. Монферрана, А. И. Штакеншнейдера и многих других.  ХХ век в петербургской архитектуре представлен проектами Л. А. Ильина, А. И. Гогена, Н. В. Васильева, А. А. Оля, М. Г. ... ↓ Лангбарда и др.  ↑
  •  Фонд живописи и графики городов мира
    Фонд живописи и графики городов мира  70
    Около 30 000 единиц хранения.
    Собрание включает произведения XVI — начала XX веков. Основные источники поступления — коллекции императорских и великокняжеских дворцов, петербургских особняков, частные собрания. Среди экспонатов фонда особую ценность представляют гравюры С. Дюперака, Ж. Риго, Дж.-Б. Пиранези, Ф. Джакеса и др.мастеров, живопись и рисунки русских и западно-европейских художников ... ↓ А.П. Боголюбова, И.Е. Крачковского, Л.Л. Каменева, К.К. Первухина, И.Е. Репина, Г.К. Лукомского, И.И. Шишкина, Л.О. Премацци, архитекторов Я.Г. Гевирца, Р.А. Гедике, А.А. Оля.


    Фонд живописи и графики городов мира ведет свое начало с момента возникновения в 1918 году Музея Города, основная экспозиция которого располагалась в залах Аничкова дворца и рассказывала о зарождении и развитии различных исторических этапов мирового градостроительства. Коллекции фонда активно комплектовались в первые послереволюционные годы, когда оставались брошенными дворцы, библиотеки и множество книжных складов.

    В 1930-х годах значительная часть музейного собрания была распродана на аукционах. Несмотря на это в настоящее время фонд насчитывает около 30 000 единиц хранения и включает в себя живопись, рисунки, гравюры и литографии конца XVI — начала XX в. с видами городов и примечательных мест России, Восточной и Западной Европы, Азии, Америки и т.д. Особенно интересны живописные и графические произведения видового жанра, поступившие из гравюрного кабинета Александра III Аничкова дворца, из собрания картин великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, из библиотеки герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого, из собраний архитектора Л.А Ильина и историка искусства В.Я. Курбатова и приобретенные у антиквара Я.М. Каплана и букинистов Ф.Г. Шилова и Л.Ф. Мелина.

    С 1990-х годов фонд активно участвует в выставочной деятельности музея. Экспонаты, привлеченные из коллекции фонда, составляли основную канву изобразительного ряда выставок: «Петербуржец путешествует», «Две столицы» (Москва и Петербург), «Прогулки по старому Лондону», «Пиранези и пиранезианство», «Собрание герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого ГМИ СПб»,  «Увидеть Париж», «Путешествие в Крым» и др. Основной принцип систематизации материалов фонда географический. Группы живописи и рисунков систематизированы по авторскому принципу.
     ↑
    • Живопись
      Живопись 15
      Коллекция живописи фонда насчитывает 254 произведения в основном XIX – XX веков.
      В ней представлены картины и живописные этюды отечественных и западноевропейских мастеров.

      Основная и лучшая часть работ поступила в музей из петербургских художественных собраний. Среди авторов живописных работ выделяются имена И.Ф.Александровского, А.П.Боголюбова, И.А.Вейса, Ж.де Бонмезона, П.А.Брюллова, ... ↓ Н.Н.Бунина, С.И.Васильковского, И.А.Вельца, К.А.Вещилова, Е.Е.Волкова, Н.Н.Дубовского, С.Ю.Жуковского, В.И.Зарубина, Л.Л.Каменева, А.А.Киселева, Ю.Ю.Клевера, И.Е.Крачковского, Л.Ф.Лагорио, В.Ларсона, К.О.Ю.Лунда, В.Д.Орловского, К.К.Первухина, Н.Симонсена, С.Я.Шлейфера и других. ↑
    • Рисунки и акварели
      Рисунки и акварели 15
      Коллекция рисунков и акварелей фонда насчитывает 1075 уникальных произведений графики в основном XIX – XX веков.

      В неё вошли городские виды и пейзажи, представляющие различные места Западной Европы и Российской империи, созданные европейскими художниками Ж.Л.Арну, Э.Бенвенути, И.А.Вейсом, Дж.Джентиле, П.А.Жираром, Я.П.Лелевелем, В.Сеганти, В.Тоскани, Х.Г.Хаммером, И.Гау и другими, и русскими ... ↓ ведутистами, пейзажистами и архитекторами П.Александровым, И.М.Белоноговым, А.Н.Бенуа, А.П.Брюлловым, С.И.Васильковским, Я.Г.Гевирцем, Р.А.Гедике, А.С.Егорновым, Д.С.Индейцевым, Л.А.Иогансеном, Н.Н.Каразиным, К.Я.Крыжицким, Г.К.Лукомским, Л.О.Премацци, И.Е.Репиным, В.П.Рыбинским, В.С.Садовниковым, И.И.Шишкиным.

      Значительную часть коллекции фонда составляют работы советских художников и архитекторов Д.И.Архангельского, П.Н.Бусырева, А.Н.Васильева, Л.А.Ильина, Е.И.Катонина, А.А.Оля, Е.М.Полторацкого, Г.И.Прибыловского, М.А.Шепилевского, С.Я.Шлейфера и других. ↑
    • Гравюры
      Гравюры 25
      Коллекция гравюр ФГГМ в настоящий момент насчитывает 20217 предметов и хронологически охватывает период с конца XVI до середины XX века.
      Большая часть собрания посвящена видам Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Кроме этого имеются изображения античных памятников, а также гравюры с живописных произведений разных жанров.


      Из наиболее известных западноевропейских ... ↓ граверов-ведутистов XVII – XVIII веков в коллекции хранятся работы таких мастеров как Дж. Вази, А. Визентини, Э. Дюперак, Г.Х. Килиан, И.А. Корвинус, Ж. Лепотр, М. Мериан, Дж. Б. Пиранези, Г. и А. Перель, Й.А. Пфеффель, Ж. Риго, И. Сильвестр, У. Уоттс, Дж. Б. Фалда, Ф. Фамбрини, Р. де Хоге, А. Шхонебек и др.


      Отечественная гравировальная школа конца XVIII – XIX веков представлена листами С. Галактионова, В. Деноткина, И. и А. Зубовых, М. Казакова, М. Махаева, Н. Саблина, Н. Челнакова, И. Ческого, В. Турина, А. Шелковникова и др.


      Более 15 тысяч изображений фонда хранятся в увражах и альбомах. Среди них особое место занимает группа так называемых «живописных путешествий» поступивших из собрания герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого. Это - «Общее и подробное описание Франции» Ж.Б. де Лаборда, «Картины Швейцарии» барона Цурлаубена, «Живописное и историческое путешествие по Истрии и Далмации» Ж. Лавалле, «Живописное путешествие по Греции» М.Г.О.Ф. Шуазеля-Гуффье, «Живописное путешествие или описание королевств Неаполя и Сицилии» аббата Сен-Нона и «Живописное путешествие по островам Сицилии, Мальте и Липари» Ж.П.Л.Л. Уэля. ↑
    • Литографии
      Литографии 15
      Коллекция литографий фонда насчитывает 6698 изображений XIX – XX веков.

      Большую часть коллекции составляют виды городов и чудес природы Западной Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки, меньшую, но немаловажную часть – виды городов Российской империи: Москвы, Владимира, Великого Новгорода, Казани, Киева, Костромы, Нижнего Новгорода, Одессы, Пскова, Романово-Борисоглебска, Рыбинска, Томска ... ↓ и многих других.

      Среди зарубежных авторов литографий встречаются имена целого ряда известных французских мастеров, стоявших в авангарде этого вида графического искусства. Литографированные виды России представлены работами многих мастеров, среди которых К.Кюгельхен, Ф.Гросс, С.Лукин, А.А.Мартынов, К.В.Рабус, И.Н.Раух, В.С.Садовников, Ф.Суворов, В.Ф.Тимм, В.С.Турин и других.

      Около 4000 видов литографического собрания эстампов находятся и хранятся в переплетах и альбомах. ↑
  •  Фонд современной живописи и графики
    Фонд современной живописи и графики  71
    Более 27 000 единиц хранения.
    В коллекции фонда современной живописи и графики хранятся произведения ленинградских - петербургских художников XX-XXI веков.
    Представлены все виды эстампа, рисунок, акварель, гуашь, темпера, живопись. Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.
    Хронологически собрание охватывает период с 1917 ... ↓ года и до наших дней.

    Начало формирования Фонда современной живописи и графики было положено созданием в Петрограде Музея Города, учрежденного декретом в октябре 1918 года. Комплектование фонда велось в соответствии с главной задачей музея: изучение и показ развития городского организма во всех его аспектах. Самые ранние работы датируются 1917 годом. Фонд постоянно растет, комплектуется произведениями искусства современных художников.
    Отличительной особенностью коллекций живописи и графики нашего музея является то, что в ней представлены произведения исключительно ленинградских - петербургских художников. Обзор экспонатов позволяет нарисовать достаточно полную картину художественных школ и объединений, существовавших в нашем городе с 1917 года. Это: школа П.Н. Филонова (представлена работами Б.И. Гурвича, Е.А. Кибрика, Д.П. Крапивного, Н.И. Евграфова, Г.М. Неменовой, Т.Н. Глебовой, П.М. Кондратьева и др.), школа М.В. Матюшина (представлена работами М.В. Матюшина, О.К. Матюшиной, Е.И. Чарушина, О.П. Ваулиной, Н.И. Кострова и др.), школа В.В. Стерлигова (представлена работами В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой, А.Б. Батурина, Г.Г. Зубкова, А.Ф. Кожина, М.Г. Церуша, Е.А. Гриценко, Л.А. Астрейн и др.), объединение «Круг художников» (В.А. Гринберг, Н.Ф. Лапшин, Н.Д.. Емельянов и др.), группа художников «Тринадцать» (О.Н. Гильдебрандт, В.А. Милашевский), объединение «ИЗОРАМ» (М.С. Бродский), объединение «Боевой карандаш», группа А.А. Арефьева, Товарищество Экспериментального изобразительного искусства.
    Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные войне и блокаде Ленинграда. Среди них большие комплексы:
    - Окна ТАСС 1941-1945 годов — 505 экспонатов (поступили из библиотеки Академии наук в 1972 году);
    - рисунки детей блокадного Ленинграда - около 700 работ (поступили в 1960-е годы от Щукиной Е.С., методиста Куйбышевского РОНО);
    - гуаши М.Г. Платунова 1941-1944 - около 150 работ (поступили в 1979 году из семьи художника);
    - блокадный дневник О.Я. Рубанчика - около 100 рисунков (поступили в 1964 году от Е.М. Свердловой);
    - блокадный дневник А.С. Никольского - около 100 рисунков, литографий, гравюр (поступили в 1956 году от вдовы художника).
    Из больших авторских комплексов необходимо отметить:
    - коллекцию Н.М. Быльева - более 300 рисунков и литографий городских пейзажей и типажей 1930-1970-х годов, эскизов плакатов "Боевого карандаша", как военного, так и послевоенного времени (поступили в основном после смерти автора в 1990 году);
    - коллекцию П.Н. Бусырева - более 300 рисунков, литографий, живописи 1920-1960-х годов, книжная графика, в основном ленинградских издательств (поступила в 1988 году после смерти дочери художника);
    - коллекцию В.А. Сулимо-Самуйлло - более 500 рисунков, эскизов оформления праздников, театральной и промышленной графики 1930-1960-х годов (поступала в несколько этапов в 1970-е годы от Нератовой Н.П.);
    - коллекцию Т.Н. Глебовой и В.В. Стерлигова - более 100 рисунков промышленной графики 1950-х годов (поступила в 1996 году после смерти Глебовой Л.Н.).
    Гордостью нашего фонда являются акварели П.А. Шиллинговского для альбома «Петербург. Руины и возрождение», живописные работы известных ленинградских мастеров В.М. Орешникова, С.А. Ротницкого, Я.С. Николаева, В.А. Серова, Я.И. Крестовского и многих других.

     ↑
    • Живопись
      Живопись 25
      Коллекция живописи включает две тысячи произведений изобразительного искусства, выполненных в технике масляной живописи на различных основах (холст, дерево, оргалит, картон, бумага). Это произведения фигуративной и абстрактной живописи различных жанров: пейзаж (в основном городской), портрет, исторический, жанровая картина, натюрморт.

      Самое раннее произведение в коллекции фонда датировано ... ↓ 1917 годом и принадлежит кисти ученика И.Е.Репина художника Г.М.Бобровского – это портрет Ф.И.Шаляпина. Интересна история создания этого портрета. Работу над портретом художник начал в 1916 году. Шаляпин позировал ему в своей квартире на Пермской улице в доме 2 б (ныне музей-квартира Ф.И.Шаляпина). Вместе с Бобровским портрет певца писали Б.И.Анисфельд, Н.В.Харитонов и Н.П.Богданов-Бельский. Об этом свидетельствует фотография, ныне хранящаяся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Портрет не окончен – не дописана левая кисть руки, но он датирован и имеет авторскую подпись.

      Наиболее значимые произведения коллекции – работы учеников П.Н.Филонова, выполненные в 1927 году для экспонирования в Доме печати (наб. реки Фонтанки, д. 21). Выставка в Доме печати была первой большой выставкой объединения МАИ (Мастера аналитического искусства), в которой участвовали все его члены. Из сохранившихся до нашего времени 10 произведений этой выставки четыре работы хранятся в собрании нашего музея. Это «Мой дом – моя крепость» Б.И.Гурвича, «Новый быт (1 мая)» Е.А.Кибрика, «Кинто (Тифлисский базар)» Д.П.Крапивного, «Рабочий, сидящий за столом» Э.А.Тэнисмана.

      Представляет интерес, как с художественной, так и с исторической точки зрения «Групповой портрет», написанный художницей Т.Н.Глебовой (ученицей П.Н. Филонова) в 1930-х годах. На нем изображены П.Н.Филонов и некоторые его ученики: С.М.Гершов, А.И.Порет, П.Н.Кондратьев, Т.Н.Глебова.

      В ряду значимых произведений коллекции находится и полотно талантливого ученика К.С.Петрова-Водкина Л.Г.Чупятова «Красильщик» 1925 года исполнения. Картина была написана в рамках конкурса «Рабочий», организованного «Общиной художников» и получила «Первую премию». Чупятовым было создано два варианта «Красильщика». Второй вариант также сохранился и находится в частном собрании.

      В собрании живописи музея хранится «Портрет В.И.Ленина», созданный по натурным зарисовкам художником И.И.Бродским. Портрет датирован 1927 годом, и длительное время экспонировался в Актовом зале Смольного института. В ГМИ СПб портрет передан в 2004 году в связи с проведением реставрационных работ и восстановлением исторических интерьеров Актового зала.

      Среди работ, исполненных в довоенное время, заметное место занимают произведения художников – членов объединения «Круг художников», образованного в 1926 году и провозгласившего «реализм как стиль эпохи», который должен был стать основой для создания новой советской картины, как монументальной, так и станковой. Работы мастеров этого объединения отмечены наряду с хорошим профессиональным уровнем некоторой схожестью в манере исполнения и в решении пластических задач живописного произведения с произведениями французских художников-постимпрессионистов, в основном, Альбера Марке, экспонировавшего в начале 1930-х годов свои произведения в Ленинграде. В коллекции хранятся станковые произведения (в основном в жанре городского пейзажа) ведущих мастеров этого объединения: В.В.Пакулина, Н.Д.Емельянова, В.А.Гринберга, А.И.Русакова, И.Л.Лизака, Н.Ф.Лапшина, А.П.Почтенного.

      В фонде хранится большая коллекция живописи, посвященной Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, значительная часть которой поступила в музей из бывшего Музея Обороны Ленинграда, расформированного в результате «Ленинградского дела» в 1949 году. Это серия портретов орденоносцев Ленинградского и Волховского фронтов, сюжетные картины об исторических событиях войны и блокады Ленинграда, исполненные в основном для экспозиции Музея Обороны, открывшегося в 1944 году.

      Наряду с ними в собрании фонда находятся камерные живописные произведения художников, волею судьбы оказавшихся свидетелями тех страшных событий. К таким произведениям относятся: работа Т.Н.Глебовой «Смерть отца» 1942 года исполнения, картины В.В.Пакулина «Невский проспект» и «Корабли. Морозный день». Последние две работы написаны художником с натуры зимой 1942 года. Пакулин был одним из немногих художников, работавших на улицах Ленинграда, не обращая внимания на холод и бомбежки.

      В коллекции живописи послевоенного периода собраны произведения большинства ведущих мастеров ленинградской школы, таких как Н.Л.Бабасюк, Я.Т.Бесперстов, А.Н.Блиок, А.И.Васильев, Л.С.Давиденкова, О.А.Еремеев, В.В.Загонек, Э.В.Козлов, Е.М.Костенко, П.Г.Коростелев, Л.Г.Кривицкий, Б.М.Лавренко, В.А.Леднев, В.И.Малагис, Е.Д.Мальцев, Ю.А.Межиров, С.Г.Невельштейн, Я.С.Николаев, В.М.Орешников, Л.А.Острова, Г.В.Павловский, В.В.Пименов, А.Ф.Полозов, А.Д.Романычев, М.П.Труфанов, Л.А.Фокин, С.Б.Эпштейн и другие.

      Наряду с художниками – представителями официального искусства, в фонде представлено творчество художников ленинградского андеграунда. Это, прежде всего, яркие представители так называемой школы А.Д.Арефьева: Р.Р.Васми, Н.В.Жилина, Ш.Шварц; художники «газоневской» культуры: А.Н.Басин, Г.С.Богомолов, А.Н.Васильев, В.А.Овчинников, Ю.А.Жарких и другие; многие из которых впоследствии стали членами Товарищества Экспериментального изобразительного искусства, образовавшегося в 1981 году и объединившего более 140 художников – нонконформистов. Произведения многих из них также входят в собрание музея.

      Коллекция живописи фонда современной живописи и графики музея – живой, подвижный организм, который постоянно развивается, пополняясь новыми произведениями; живописные полотна фонда экспонируются не только на территории музея, но и за его пределами —  на выставочных площадках Санкт-Петербурга, городов России, городов ближнего и дальнего зарубежья.  ↑
    • Акварели и рисунки
      Акварели и рисунки 14
      Раздел «рисунок, акварель» объединяет более 15000 произведений изобразительного искусства, исполненных в технике акварели, гуаши, туши, различных видов карандашей, в том числе сангины и сухой пастели, а также в смешанной технике.

      Представлены различные жанры: городской пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые композиции, архитектурные зарисовки, эскизы праздничного оформления города, эскизы ... ↓ плакатов, книжных иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, рекламы и упаковки, кино и театральных декораций и костюмов, эскизы обоев, исполненные петроградскими – ленинградскими - петербургскими художниками и архитекторами в период с 1917 года по настоящее время.

      На основе коллекции рисунков за последние пятнадцать лет в музее состоялось большое количество монографических и тематических выставок. Среди них выставки, посвященные творчеству таких художников, как П. А.Шиллинговский (в собрании находится уникальная коллекция акварелей к альбому «Руины и возрождение» 1921 г.), В.А.Сулимо-Самуйлло (представлен большой комплекс эскизов оформления физкультурных парадов 1930-1950-х гг.), Я.О.Рубанчик (125 листов с зарисовками в блокадном Ленинграде), Т.Н.Глебова, В.В.Стерлигов, Н.И.Евграфов, М.В.Матюшин, Л.А.Ильин и др.

      Большое количество работ из коллекции участвовало в таких тематических выставках, как «Праздники Октября». «Рисунки детей блокадного Ленинграда», «Блокадный дневник. Художники блокадного Ленинграда», «Архитекторы блокадного Ленинграда», «Пиранези и пиранезианство», «ВХУТЕМАС-ГИНХУК: Цвет и Форма» и ряд других.

      Рисунки, акварели, гуаши, пастели из собрания фонда вошли в отдельные издания ГМИ СПб, такие, как: «Блокадный дневник. Живопись и графика блокадного времени» (Альбом – каталог, 2005 г.), «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» (Альбом – каталог, 2016 г.), «Праздничное оформление Петрограда-Ленинграда к годовщинам Великой Октябрьской Социалистической революции» (Альбом, 2017 г.) и др.

      Большие комплексы авторских коллекций дают возможность проследить творческий путь (наряду с вышеупомянутыми) таких ленинградских художников и архитекторов как Н.М. Быльев, П.Н. Бусырев, В.Г. Борискович, П.М. Кондратьев, М.Г. Платунов, А.В. Васильев, А.С. Никольский, Л.В. Руднев, М.А. Шепилевский и др.

      Как и живописный раздел фонда, раздел акварелей и рисунков позволяет широко и пространно освещать не только вопросы, связанные с искусствоведческой тематикой, как то: художественные направления, течения, школы, жанры, изобразительные приемы, но и иллюстрировать различные исторические события, происходившие в нашем городе в тот или иной период времени. ↑
    • Гравюры и литографии
      Гравюры и литографии 32
      Разделы «гравюры» и «литографии», имеющие общее название – эстамп, насчитывают около 6000 произведений, выполненных в технике высокой, глубокой, плоской и трафаретной печати (это офорт, акватинта, линогравюра, ксилография, монотипия, шелкография, литография).

      В собрании представлены произведения ярких представителей ленинградской графической школы, таких как Е.С. Кругликова, П.А. ... ↓ Шиллинговский, Д.И. Митрохин, Г.С. Верейский, А.А. Ушин, А.В. Каплун, С.Б. Юдовин, Г.Д. Епифанов, Ю.М. Непринцев, Н.А. Павлов, А.И. Харшак, В.Г. Старов, Ю.К. Люкшин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.С. Агабеков, Курдов В.И., Астапов И.С., А.С. Ведерников, В.А. Ветрогонский, Б.Н. Ермолаев, И.И. Ершов, А.Л. Каплан, А.Ф. Пахомов и др. Как и в живописных техниках, в произведениях печатной продукции широкое развитие получили все жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые, много сюжетные композиции, книжные иллюстрации и др.

      Уникальность печатной графики ХХ века состоит в том, что из разряда репродукционной она перешла в разряд художественной, авторской. Особенно широкое развитие эстамп получил в начале 1960-х годов, когда в интерьерах внутреннего убранства жилых помещений стал преобладать минималистический стиль, составляющей частью которого стали оформленные в рамку под стекло произведения малотиражной печатной графики. Они были доступны по цене, выполнены на добротном художественном уровне и по сюжету и жанру могли удовлетворить самую взыскательную публику. Авторская печатная графика, исполненная малыми тиражами, имеющая авторскую подпись и дату исполнения, придавала листам большую значимость и соответственно ценность.

      Условно первыми достижениями печатной графики в первые годы советской власти можно назвать три альбома, вышедших в Петрограде почти одновременно, в 1923 году, и изданных Комитетом популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры. В создании альбомов приняли участие три прекрасных петербургских художника: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и П.А. Шиллинговский. Добужинский и Остроумова-Лебедева в технике литографии, а Шиллинговский в технике ксилографии представили на суд зрителей свое видение города в тяжелые для него годы разрухи и запустения. Ныне листы из этих альбомов, являющиеся библиографической редкостью, часто экспонируются на различных тематических выставках музея и всегда привлекают внимание зрителя не только высоким уровнем мастерства художников, но и особенным настроением и искренностью. Они были изданы малым тиражом 500 экземпляров и представляют собой высокохудожественные авторские произведения.

      Широкое развитие авторские тиражированные издания получили в годы Отечественной войны и блокады Ленинграда. Художниками издавались альбомы с изображениями портретов героев воздушных боев, морских сражений, с сюжетами блокадного быта, тяжелые условия которого довелось пережить многим из них, оставшимся в блокадном Ленинграде. В этой связи нельзя не сказать о сериях значимых работ в технике литографии и ксилографии, созданных в Ленинграде в годы блокады такими художниками, как Ю.М. Непринцев, А.Ф. Пахомов, С.Б. Юдовин, Н.А. Павлов, А.С. Астапов, А.Л. Каплан и многие другие.

      Литографии, ксилографии, линогравюры, офорты всегда привлекали внимание. На протяжении всей истории XX века проводились многочисленные выставки, посвященные отдельно офорту, ксилографии, литографии, линогравюре. Многие художники приобрели узкую специализацию и работали в той или иной технике, совершенствуя свое мастерство. В этих интересных для творческого вдохновения техниках проводились различные эксперименты, в результате которых появлялись поистине уникальные произведения авторской тиражированной графики. Обо всем этом в состоянии рассказать богатая коллекция эстампа, представленная в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. ↑
  • Фонд архитектурной графики и картографии
    Фонд архитектурной графики и картографии 41
    Более 18 000 единиц хранения.
    Фонд архитектурной графики и картографии представляет собой коллекции музейных предметов отражающих историю всемирного градостроительства.

    Большая часть архитектурных чертежей, атласов, географических карт, планов городов и иллюстрированных альбомов по истории архитектуры – это собрание Музея Города, комплектование которого происходило в 1918 – 1928-х годах, ... ↓ при непосредственном участии директора музея Л.А. Ильина и его заместителя В.Я. Курбатова. В это же время коллекции пополнялась за счет Музейного и Книжного фондов; музейные предметы приобретались у коллекционеров и букинистов, передавались из разных организаций и учреждений, например, из библиотеки Императорского общества садоводства.

    Сейчас фонд насчитывает свыше 18 000 музейных предметов, из которых 4 000 – карты и планы русских и европейских городов XVII – XX веков (рукописные, гравированные, литографированные, печатные); остальная часть коллекции – это архитектурная графика XVII – XX веков (архитектурные и технические чертежи, в том числе авторские).

    Коллекция фонда отражает все исторические аспекты всемирного градостроительства: теоретические труды по архитектуре, архитектура и планировка городов, транспорт, канализация и водоснабжение, фортификация. Садово-парковая архитектура представлена не только планами самых лучших садов и парков мира, но и видами цветов, которых в собрании около 1 000, в том числе альбом с гравюрами цветов и фруктов, выполненных по рисункам художника П.Ж. Редутэ в первой половине XIX века.

     ↑
    • Архитектурные чертежи XVIII—XX веков
      Архитектурные чертежи XVIII—XX веков  19
      Коллекция архитектурной графики XVII – XX веков, состоит из 14 000 музейных предметов. Среди них архитектурные чертежи таких известных архитекторов как А.В.Белогруд, А.И.Дмитриев, А.И.Кракау, Л.А.Ильин, Ф.И.Эпингер и другие.

      Коллекция фонда отражает исторические аспекты всемирного градостроительства от античных времен до середины ХХ века. В нее входят теоретические труды по архитектуре и ... ↓ фортификации, группы материалов по архитектуре и планировке, транспорту, дорогам и мостам, канализации и водоснабжению городов.

      Садово-парковая архитектура представлена планами самых знаменитых и лучших садов и парков мира. Ее дополняет собрание гравюр и литографий с изображениями цветов и фруктов, среди которых работы, выполненные в первой половине ХIХ века по рисункам французского художника П.Ж.Редутэ. ↑
    • Коллекция карт и планов европейских и русских городов XVIII—XX веков
      Коллекция карт и планов европейских и русских городов XVIII—XX веков 22
      Коллекция карт и планов – это карты государств всех континентов мира, в том числе Российской империи и СССР, а также планы отечественных и зарубежных городов и крепостей, издававшиеся в XVII-XX веках. Она состоит из 4000 единиц хранения.

      Наиболее полно представлены карты Российской империи, её губерний, планы русских городов (Москвы, Пскова, Новгорода и других, губернских и уездных центров).
      ... ↓
      В коллекции широко представлены планы европейских городов и курортов (особенно французских и немецких), а также карты государств Европы.

      Планы, карты и атласы имеют художественную и историческую ценность, так как часто создавались известными картографами, географами, граверами, литографами и типографами. В XVII-XIX веках большое смысловое значение придавалось оформлению карт и планов. Виды городов, картуши, орнаменты, и особенно, аллегорические композиции могли много рассказать о стране, ее истории, жителях, природных богатствах и о многом другом. ↑
  • Фонд скульптуры
    Фонд скульптуры  90
    Фонд скульптуры насчитывает более 1000 предметов и включает скульптурные произведения русских, советских и зарубежных авторов со второй половины XVIII века до начала XXI века.

    Собирательская деятельность Музея, направленная на выявление предметов, иллюстрирующих историю нашего города, его прошлое и настоящее, определила состав и характер коллекции скульптуры. Наряду со станковыми формами: ... ↓ портретными бюстами, статуями и многофигурными тематическими композициями, связанными с историей Санкт-Петербурга ̶ Ленинграда, в состав фонда вошли декоративные вазы, мелкая интерьерная пластика, а также монументальная и монументально-декоративная скульптура в виде эскизных работ, моделей памятников и конкурсных моделей неосуществленных проектов.

    В фонде хранятся как оригинальные произведения из мрамора, бронзы, чугуна, гипса, дерева, цемента, воска, так и копии, выполненные в технике гипсовых отливов и гальванопластики.

    Основу коллекции составили предметы из собрания Музея Старого Петербурга (1907-1930), Музея Города (1918-1935), Артиллерийского исторического музея, Музея обороны Ленинграда (1941-1952).
    Особую группу составляют поступившие в 1953 году подарки к 70-летию И.В.Сталина.

    Наиболее широко представлен жанр скульптурного портрета. В том числе произведениями известных мастеров русского искусства И.П. Мартоса, М.М. Антокольского, А. М. Опекушина, Р.Р.Баха, советских скульпторов Н.И Альтмана, В.В. Козлова, М.Я.Харламова, Е.А. Янсон-Манизер, М.Т. Литовченко, Н.В. Дыдыкина, А.А. Киселева и других. Среди моделей – российские императоры, советские политические деятели, представители творческой интеллигенции, ученые, военные, рабочие.

    Особую ценность представляют портреты защитников Ленинграда от фашистских захватчиков, выполненные Ленинградскими скульпторами Т.С. Кирпичниковой, Т. Ф. Линде, В.С. Драчинской, Л.Н. Барбашем, В.Я. Боголюбовым в самые тяжелые дни блокады в осажденном городе и на позициях Ленинградского фронта.

    Значительную часть коллекции интерьерной пластики составляют изделия петербургских бронзолитейных фабрик Ф. Шопена и А. Н. Соколова, Литейного двора Академии Художеств, уральских чугунолитейных заводов по моделям П.К. Клодта, А.М. Опекушина, Е.А. Лансере конца XIX - начала XX веков.

    Небольшая коллекция декоративных ваз из яшмы, мрамора, алебастра, порфира, в том числе производства Колыванской гранильной фабрики, представляет камнерезное искусство XIX века. ↑
    • Русская скульптура XVIII - начала XX веков
      Русская скульптура XVIII - начала XX веков  13
      Этот период представлен в собрании 318 предметами.

      Более 50 из них поступили из Музея Старого Петербурга и Музея Города, в том числе дары известного архитектора, председателя общества архитекторов-художников, графа П. Ю. Сюзора, председателя совета музея, издателя журнала «Старые годы» П. П. Вейнера, члена совета дирекции музея, историка искусства, историка Петербурга – В. Я. Курбатова, ... ↓ члена совета музея, коллекционера, мецената Л. И. Жевержеева.

      Значительную часть коллекции составляет портретная галерея российских великих князей, царей, императоров и императриц, портреты канцлера Н.П. Румянцева, генерала А.П. Ермолова, инженера А.А. Иосса.

      Среди экспонатов, поступивших из Музея Города, размещавшегося с 1918 по 1928 год в Аничковом дворце, есть элементы убранства интерьеров дворца.

      В 1949 году из Артиллерийского музея поступили портреты Великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича, конные изображения императоров Николая I и Александра II, ранее находившиеся в собраниях полковых музеев и музее Общества ревнителей истории. ↑
    • Русская, советская скульптура XX-XXI веков
      Русская, советская скульптура XX-XXI веков  60
      В этом разделе в основном представлены работы ленинградских, петербургских скульпторов.

      Большая группа скульптур поступила из Музея обороны Ленинграда после его ликвидации в 1949 году. Это портреты защитников Ленинграда: летчиков В.А. Мациевича, И. М. Шишканя, С.Г. Литаврина, партизан: К.Д. Карицкого, А.В. Германа, Б.И. Эрен-Прайс, А. Петровой, юных девушек-бойцов ПВО, санитарок.

      В ... ↓ 1950-1970-е годы собрание пополнялось при активном участии Комитета по культуре Ленгорисполкома. Работы скульпторов приобретались на ежегодных выставках Ленинградского отделения Союза художников СССР.
      В это время музей активно сотрудничал с комбинатами Ленинградского отделения художественного фонда СССР. Заказы музея на изготовление серий скульптур для тематических экспозиций музея исполняли известные мастера Т.Ф. Линде, Б.Е. Каплянский, М.М. Харламова и только еще начинавшие свой творческий путь молодые скульпторы А.Г. Траугот, Л.К. Лазарев. Сегодня эти предметы представляют самостоятельную художественную ценность. ↑
    • Скульптура зарубежных стран
      Скульптура зарубежных стран  17
      Раздел насчитывает немногим более 200 единиц хранения.

      Основную часть коллекции составляют предметы, характерные для убранства интерьеров петербургских домов XIX – начала XX веков и отражающие вкусы различных слоев населения.

      Отдельную группу представляют подарки городу от иностранных делегаций около двадцати стран мира, иллюстрирующие широкие внешнеполитические связи Ленинграда, а ... ↓ также подарки к 70-летию И.В. Сталина, полученные от коммунистических организаций и частных лиц и переданные в музей после расформирования Выставки подарков Сталину, проходившей в Музее Революции и Государственном музее истории искусств. ↑
  • Фонд современной архитектурной графики
    Фонд современной архитектурной графики 44
    Около 11000 единиц хранения.

    Собрание составляют проектные материалы, связанные с планировкой, застройкой и благоустройством Ленинграда-Петербурга, а также проекты, которые разрабатывали петербургские архитекторы для других городов.
    Хронологические рамки собрания — 1917-1990-е гг.

    Коллекция фонда начала формироваться в 1920-е годы в архитектурном отделе и отделе коммунальной и ... ↓ социальной гигиены Музея города. Создатель и первый директор музея Лев Александрович Ильин одновременно был создателем и руководителем Комиссии по перепланировке Ленинграда. Сама Комиссия была создана в 1923-м году при Музее Города и лишь в 1925-м году перешла в подчинение Петроградского губисполкома. Основу первоначального собрания составили материалы архива архитектурной графики Комиссии градостроительства Совкомхоза, переданные в музей 1923-м году. Позднее коллекция пополнялась материалами по урегулированию плана Петрограда и его окраин (над которыми работала группа архитекторов под руководством Л.А.Ильина) и материалами архитектурных конкурсов проводившихся Откомхозом (отделом коммунального хозяйства) Ленсовета. В 1938-м году, при реорганизации музея, ставшего Музеем истории и развития Ленинграда значительная часть материалов была утрачена (списана, распродана, передана в другие музеи). Однако коллекция продолжала активно пополняться за счет поступлений из частных собраний и из проектных организаций Ленинграда.

    Конечно, творчество большинства архитекторов нельзя полностью вписать в тот или иной период. Такие мастера как А.С.Никольский, Н.А.Троцкий, А.И.Гегелло, И.Г.Лангбард, А.А.Оль, С.Б.Сперанский, И.И.Фомин, Н.А.Митурич, А.И.Лапиров, Е.А.Левинсон, К.Л.Иогансон, И.М.Чайко, М.А.Шепилевский, Д.П.Бурышкин, Д.С.Гольдгор и некоторые другие, хорошо представлены в собрании работами разных стилистических эпох. Но условно собрание фонда можно условно разделить на 5 хронологических и стилистических групп. ↑
    • Архитектура первых послереволюционных лет
      Архитектура первых послереволюционных лет 7
      Проекты этого времени в большинстве своем остались нереализованными. Стилистически большинство из них связанно с поисками лапидарного языка «новой классики». Сюда относятся проекты первых советских архитектурных конкурсов в Петрограде-Ленинграде, проекты озеленений и создания сетей городских коммуникаций, проекты типовых зданий самого разного ... ↓ назначения. ↑
    • Архитектурные проекты второй половины 1920х - начала 1930х годов
      Архитектурные проекты второй половины 1920х - начала 1930х годов 7
      Произведения этого периода отражают авангардный период развития советской архитектуры. Наш музей обладает наиболее изученной и, вероятно, наиболее богатой коллекцией архитектурной графики ленинградского авангарда. К этому же периоду (и, отчасти, к предшествующему) относится группа материалов, создававшихся сотрудниками Откомхоза Ленсовета непосредственно для экспозиций нашего музея. Эти предметы ... ↓ отображают не только историю города и графику эпохи авангарда, но и тот период в истории нашего музея, когда он служил одним из первых в мире центров комплексного изучения и проектирования городской структуры и среды, того, что сейчас мы называем словом «урбанистика». ↑
    • Проекты 30х – первой половины 50х годов
      Проекты 30х – первой половины 50х годов 7
      В этом комплексе следует выделить проекты поквартальной застройки Московского проспекта и создания нового городского центра, проекты зданий общественного назначения, таких как Дом Ударника (арх. Н.А.Троцкий), Дом Медработника (арх. Н.А.Митурич), конкурсные проекты памятника-маяка в ленинградском порту (авторы И.Г.Лангбард, Н.А.Троцкий и др.), конкурсные проекты Дома Советов. К послевоенному ... ↓ времени относятся проекты восстановления старых домов, разрушенных во время Великой Отечественной войны, проекты масштабного, преимущественно малоэтажного, нового жилого строительства и первых станций Ленинградского метрополитена. Этот период достаточно хорошо и полно представлен в коллекции работами зодчих Л. В.Руднева, В.А.Каменского, К.Л.Иогансона, А.И.Лапирова, Б.Н.Журавлева, А.В.Жука, Е.Н.Сандлера, А.К.Андреева, М.Я.Климентова, и многих других. ↑
    • Коллекция карт и планов
      Коллекция карт и планов 10
      Коллекция карт и планов в Фонде современной архитектурной графики представлена более чем 500 листами. Она включает в себя как типографские издания карт Петрограда/Ленинграда/Петербурга и его окрестностей, так и оригинальные графические работы. Среди последних есть проекты планировок развития городской инфраструктуры.

      Значительная часть этой коллекции связана непосредственно с Музеем Города и ... ↓ комиссией градостроительства, существовавшей при нем в 1920-е годы. Эти материалы создавались при музее и служили как наглядными экспозиционными предметами, иллюстрирующими развитие города, так и теоретическими материалами, позволявшими собирать информацию о проблемах городской среды. Если перевести на современный язык, можно сказать что Музей Города в то время служил своеобразным институтом урбанистики.

      Часть картографических материалов, собранных музеем в то время, относилась к другим странам и позднее оказалась в Фонде графики городов мира, но некоторые листы, часто связанные с работой ленинградских архитекторов в других городах страны, остались в фонде.
       ↑
    • Ленинградский архитектурный модернизм 1960-1980-е годы
      Ленинградский архитектурный модернизм 1960-1980-е годы 7
      Данная эпоха в фонде представлена многогранно и достаточно полно. Это и проекты жилых домов, и общественные сооружения, и мемориальные комплексы, и планировки строящихся кварталов, и проекты оформления интерьеров. В этой части коллекции стоит отметить представительные комплексы работ архитекторов Г.П.Морозова, Н.М.Захарьиной, С.И.Евдокимова, И.Н.Кускова, Е.М.Полторацкого, ... ↓ В.Н.Щербина. ↑
    • Постсоветский период архитектуры Санкт-Петербурга
      Постсоветский период архитектуры Санкт-Петербурга 6
      На данный момент этот период представлен в собрании относительно скромно – несколько десятков листов. Тем не менее, эта часть собрания отражает различные аспекты петербургской архитектуры – от жилых домов и ресторанов до станций метро и мемориальных ... ↓ комплексов. ↑
  • Фонд тиражированной графики
    Фонд тиражированной графики  97
    Фонд тиражированной графики выделен в самостоятельное подразделение в 1981 году. В состав фонда включены коллекции плакатов, афиш, программ, пригласительных билетов, меню, этикеток и календарей. Ядро фонда составляют коллекции Музея Старого Петербурга, Музея Города, Музея обороны Ленинграда.

    Среди 46-тысячного собрания следует отметить уникальную коллекцию дореволюционного плаката, в состав ... ↓ которой входят образцы зрелищного плаката, реклама промышленных и продовольственных товаров, первые киноплакаты России. Среди авторов листов мы встретим блистательные имена Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина, Л.О. Пастернака. Плакаты дают представление о становлении этого вида графического искусства в России в предреволюционное десятилетие. В афишах отражено многообразие театральной жизни Петербурга.

    Дореволюционные программы, приглашения, меню, календари и этикетки являются с одной стороны документальными свидетельствами эпохи, с другой иллюстрируют историю развития прикладной графики. Среди авторов, по рисункам которых созданы приглашения, программы, меню и календари - К.А. Сомов, А.Я. Головин, М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин и др.

    Коллекция плакатов советского периода полно характеризует все периоды истории страны и содержит работы всех выдающихся отечественных плакатистов. Среди листов как хрестоматийно известные плакаты "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги" (1921-1922) Д.С. Моора, "Родина - мать зовет"(1941) И.М. Тоидзе, так и редко встречающиеся в других собраниях страны плакаты Окон РОСТа и Окон ТАСС.
    Наиболее цельно в собрании представлены образцы агитационного плаката периода гражданской войны и плакаты времен Великой Отечественной войны созданные художниками В.А. Серовым, В.Б. Корецким, В.С. Ивановым и мастерами объединения "Боевой карандаш".

    Советские афиши, программы и приглашения в совокупности иллюстрируют основные события культурной и политической жизни города.
    Афиши и программы периода блокадного Ленинграда раскрывают все многообразие культурных событий в осажденном городе.

    Коллекция советских этикеток содержит образцы, позволяющие составить представление о становлении графики малых форм в СССР.

     ↑
    • Плакаты дореволюционного периода
      Плакаты дореволюционного периода 10
      2 400 единиц хранения.
      В собрании представлены различные виды плакатов, изданных в дореволюционной России в типографии «Товарищество Р.Голике и А. Вильборг», хромолитографии Т. Киббеля, хромолитографии Э. Маркуса и других петербургских печатных заведениях.


      Среди создателей листов известные отечественные плакатисты Александр Парамонов, Николай Каразин, Леонид Пастернак, Илья Галкин, Иван ... ↓ Порфиров, Владимир Табурин.

      Зрелищный плакат дает представление о многочисленных балах, скачках, выставках, ярмарках, проходивших в Петербурге в конце XIX - начале XX веков.

      Значительна по объему коллекция киноплакатов, рекламирующих как отечественные киноленты (например, "Царь Иван Васильевич Грозный", "Стенька Разин", "Столичный яд"), так и премьеры проката зарубежных фильмов, состоявшиеся в 1910-ые годы. Авторы листов —  талантливые мастера киноплаката  П. Житков, М. С. Кальмансон, Л. Омаров.

      Торговая реклама включает в состав коллекции плакаты, предназначенные для продвижения на рынок Петербурга табачной, алкогольной, парфюмерной продукции, кондитерских товаров, изделий промышленных предприятий России.

      Отдельный раздел собрания —  культурно-патриотический и благотворительный плакат периода Первой мировой войны. Представлены как листы классиков русского искусства Бориса Кустодиева, Ивана Владимирова, Петра Бучкина, так и малоизвестных мастеров Алексея Максимова, Григория Семенова. Особая гордость коллекции —  работы Казимира Малевича, посвященные военной тематике, выпущенные издательством "Русский лубок" в 1915 году.
       ↑
    • Плакаты советского периода
      Плакаты советского периода 23
      В собрании ГМИ СПб сформировалась уникальная коллекция советских плакатов, насчитывающая около 15 000 экспонатов. Коллекция охватывает период с 1918 года, от появления первых советских политических плакатов по новейшее время.

      Основу коллекции составили передачи из Государственного Эрмитажа, Государственной Публичной библиотеки, Музея обороны Ленинграда, филиала Центрального музея В. И. Ленина, ... ↓ а также результаты собирательской  работы научных сотрудников музея и крупные дары, например, дар коллекционера и искусствоведа Г. С. Гингера.

      В коллекции широко представлены различные плакатные жанры: политический, военный, промышленный, сельскохозяйственный и др., а также работы творческих объединений: «Окна сатиры РОСТА», «Окна ТАСС», «Боевой карандаш», «Балтийский прожектор». Собрание плакатов объединения «Боевой карандаш» одно из самых полных в нашей стране.

      Настоящее украшение фонда —  плакаты, выполненные известными мастерами: В.В. Лебедевым, Д.С. Моором, М.М. Черемных, В.Н. Дени, Кукрыниксами, В.В. Сурьяниновым и др. Плакат В.В. Лебедева «Дядя Пров», выполненный в технике трафарета, является редким экземпляром плаката 1920-х годов.

      Плакаты, созданные во время войны 1941-1945 годов — самая обширная коллекция нашего фонда, около 4000 единиц хранения. В плакатах военных лет нашли отражение основные события Великой Отечественной войны. Исторический интерес представляют работы главного художника Политического управления Балтийского флота С.С. Бойма. С точностью документалиста он смог показать жизнь в блокадном Ленинграде, примером является плакат «Кровь Ленинградцев взывает к мести» (1944).

      Послевоенные плакаты охватывают широкий круг тем политического характера. Тема выборов в различные органы власти широко отражена в советском плакате. Среди таких плакатов выделяется работа В. В. Сурьянинова «За счастье детей» (1954).

      Значительную часть фонда составляют информационно-рекламные плакаты. Они выпускались ежегодно и приурочивались к праздничным дням и памятным датам. Характерный пример такого плаката — работа М.А. Гордона « Ленинграду 250 лет» (1957).

      Плакаты 1980-1990-х годов, периода перестройки, характеризует острая политическая направленность на борьбу с бюрократизмом, взяточничеством, коррупцией. Один из примеров политического плаката тех лет — плакат «Перестройка. Таких с дороги вон!» работы П.В. Серкина. (1988).

      За последнее десятилетие фонд пополнился дарами известных петербургских графиков и наследников художников: Ж. В. Ефимовского, Г. В. Ковенчука, В. М. Меньшикова, Ю. В. Трунева, В. А. Травина. В 2011 году музей получил в дар от Л. Б. Михайлова, директора Санкт-Петербургского театра «Рок-опера», более 80 театральных плакатов известной петербургской художницы Г. П. Корбут. Эти листы пополнили специальный раздел коллекции, посвященной зрелищной рекламе.

      В 2019 году коллекция театрального плаката нашего фонда пополнилась дарами Заслуженного художника РФ Георгия Николаевича Рашкова, которые он создавал для ленинградских театров. Данные плакаты иллюстрируют страницы театральной жизни Ленинграда с 1984 по 1989 год, отражают стилистику тех лет, актуальные для того времени спектакли по произведениям В. Шукшина, В. Розова, Н. Павловой и других авторов. Постановки шли на сценах Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина, а также входивших  в состав объединения «Ленконцерт» «Молодого театра» и театра-студии «Время».
      Представленные художественно оформленные листы к постановкам театра имени А.С. Пушкина – большая редкость, так как театр, в основном, предпочитал выпуск шрифтовых афиш.


       ↑
    • Афиши, программы, приглашения
      Афиши, программы, приглашения 20
      Материалы охватывают период с конца XIX века до наших дней и насчитывают более 20 тысяч единиц хранения.

      Дореволюционные материалы освещают многообразие театральной, выставочной, музыкальной, литературной жизни столицы. Наряду с афишами выдающихся постановок Императорских театров, представлены также афиши и программы театров, которые были популярны в начале ХХ века, но не сохранились до ... ↓ наших дней (например, "Невский фарс", Интимный театр, Театр музыкальной драмы, театр "Кривое зеркало" и др.). В дореволюционных афишах и программах — имена признанных мастеров мирового искусства Фёдора Шаляпина, Ивана Ершова, Матильды Кшесинской.

      Особую ценность представляют материалы по истории празднования 200-летия Петербурга, 300-летия Дома Романовых, мероприятий по случаю коронации императоров Александра III и Николая II.

      Помимо значительной по объему коллекции киноплакатов дореволюционного периода в фонде представлены шрифтовые киноафиши и программы киносеансов и кинофильмов 1890-1910-х годов. Они дают представление о развитии столичного кинопроката с момента его возникновения до 1917 года.
      К числу редких относятся две программы кинокартин по адресу Невский пр., дом 46, где 6 мая 1896 года состоялся показ фильмов компании братьев Люмьер. Эти программы дают представление о характере первых сеансов – короткие ленты на различные сюжеты с перерывами между отделениями.
      Невский проспект, главная кинематографическая улица дореволюционной России, представлен программами шести кинотеатров, в том числе модного в ту пору кинотеатра «Паризиана», переименованного после революции в «Октябрь». В 1910-е годы кинематограф уверенно завоевывал Петербург. В коллекции фонда представлены программы кинотеатров «Люкс», «Спортинг-палас», «Олимпия», «Фантази». В последний кинотеатр часто ходил Александр Блок.
      На артистическом небосклоне Петрограда сверкали звезды немого кино. Об одной из самых ярких звезд напоминает программа кинофильма «У камина» с участием Веры Холодной.
      Афиши объединения «Научный кинематограф» свидетельствуют о том, что придавалось большое значение просветительской роли киноискусства. В репертуар показов включались экранизации литературных произведений, научно-популярные фильмы по естествознанию.
      Интерес представляют афиши кинематографа, существовавшего в зале Царскосельской городовой ратуши. Из них можно почерпнуть сведения о стоимости билетов на сеансы – от 45 копеек до 1 рубля 15 копеек и существовании неких запретов для посетителей, так нижним чинам предписывалось занимать места на хорах.

      1920-1930-е годы представлены экспонатами, посвященными разнообразию художественных поисков мастеров советского театрального, изобразительного, музыкального искусств, деятельность которых связана с довоенным Ленинградом. Среди наиболее интересных образцов — афиши выставки мастеров аналитического искусства (школа Филонова), театральных постановок Всеволода Мейерхольда.

      В фонде хранится уникальная коллекция блокадных афиш, программ и приглашений, в том числе афиша первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в августе 1942 года.

      Послевоенные материалы посвящены театральным премьерам Ленинграда, представлениям в цирке, гастрольным выступлениям ленинградских артистов, деятельности садов, парков, кинотеатров, стадионов, выставкам и экспозициям музеев города. Собраны комплексы по истории проведения в городе фестивалей "Белые ночи", "Ленинградская музыкальная весна", футбольных турниров, Олимпиады-80 и мероприятий по случаю 300 летнего юбилея Петербурга.
       ↑
    • Календари
      Календари 11
      Более 500 экземпляров настенных, перекидных, сувенирных (с рекламой торговых фирм Петербурга), "вечных" календарей.

      Хронологические рамки коллекции — 1880-е годы — начало XXI века.

      В составе коллекции уникальные образцы, созданные по эскизам знаменитых художников Ивана Билибина, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой. Календари собирались в музее с ... ↓ 1920-х годов как документы эпохи и одновременно как произведения прикладной графики.
       ↑
    • Меню
      Меню 10
      Коллекция меню, насчитывающая около 500 единиц хранения, поступала в музей со времен создания Музея Старого Петербурга. Является одной из лучших в стране.

      Представлены меню трапез коронационных и свадебных торжеств  представителей  Дома Романовых, меню полковых обедов, приемов в различных организациях, меню кафе и ресторанов Петербурга, обедов у частных лиц.

      Среди авторов ... ↓ оформления бланков меню — Михаил Микешин, Николай Каразин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Эмиль Липгарт, Иван Билибин.
       ↑
    • Марки
      Марки 11
      В собрании представлены почтовые марки; марки полицейских и адресных сборов; марки земские, сберегательные, благотворительные и др.
    • Этикетки
      Этикетки 12
      Коллекция этикеток представлена дореволюционным и послереволюционным периодами (конец XIX – начало XXI века) и насчитывает более 9 000 единиц хранения.

      Дореволюционные этикетки иллюстрируют страницы истории кондитерских и табачных фабрик Санкт-Петербурга и России: «Жорж Борман», «Георг Ландрин», «М. Конради», «А. Н. Шапошников», «А.Н. Богданов и Кº», фабрик Н. А. Сыромятникова и Лаферм. ... ↓ В оформлении этикеток прослеживаются основные стили эпохи: историзм, модерн, неорусский.

      Основную часть коллекции послереволюционного периода составляют спичечные этикетки – более 6000 экспонатов. Тематика этикеток разнообразна: достопримечательности городов России, важные события отечественной истории, памятные даты, выдающиеся деятели науки, культуры и спорта.

      В 1994 году музей приобрел табачные этикетки 1920-х гг. в количестве 1000 экземпляров у коллекционера Л. М. Соскина. Интерес в данной коллекции представляют оригинальные названия папирос, такие как «Тары-бары», «Сафо», «Галя» и др., получившие известность еще до революции 1917 года и сохранившиеся в первые годы советской власти.

      Немногочисленна, но уникальна коллекция этикеток кондитерских и винных изделий, парфюмерной продукции, промышленных и продовольственных товаров различных фабрик Ленинграда и Москвы. Среди них наибольшую историческую ценность представляет коллекция этикеток 1920 — 1950-х годов.

      Этикетки приобретались в АОЗТ «На Литейном» в 1996 году, были получены в дар от коллекционера А.Д. Кегелеса в 1997 году, поступали из Государственного Эрмитажа.

      В 2010 году фонд пополнился редчайшими экземплярами этикетных форм кондитерских фабрик Ленинграда 1930-х годов в количестве 101 единицы. Среди них этикетки изделий с названиями «Лимонная», «Ванильная», «Клюквенная ликерная» и другие, а также этикетки с названиями, несущими определенные функции: просветительскую, историко-культурную, политико-пропагандистскую: «Турксиб», «Краснофлотские», «Пионер», «Октябренок», «Белые ночи». Оригинальна по своему оформлению серия конфет «Шоколад детский «Загадка»».
       ↑
  • Вещественные памятники 
  • Изобразительные памятники 
  • Фотодокументы 
  • Письменные памятники 
  • Открытки 
Информация
Музейная коллекция изобразительных памятников представлена в фондах: тиражированной графики, советской и современной живописи, архитектурной графики, графики истории Санкт-Петербурга и городов мира, картографии и скульптуры.

Тел. для справок: +7(812) 498-05-97
Версия для печати
+7 (812) 230-64-31
Оставайтесь на связи


© 2023 Все права защищены.