Государственный музей истории Санкт-Петербурга
+7 (812) 230-64-31
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей
    • Назад
    • Музей
    • Новости
    • Анонсы
    • 350 лет Петру I
    • Музейный комплекс
      • Назад
      • Музейный комплекс
      • Петропавловская крепость
        • Назад
        • Петропавловская крепость
        • Историко-архитектурный очерк
        • Карта-схема крепости
      • Крепость Орешек
        • Назад
        • Крепость Орешек
        • Историко-архитектурный очерк
        • Интерактивная схема
        • Основные объекты
      • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Назад
        • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей С.М.Кирова
        • Назад
        • Музей С.М.Кирова
        • Историко-архитектурный очерк
        • Фонд С.М.Кирова
        • Издания
        • Сайт
      • Особняк Румянцева
        • Назад
        • Особняк Румянцева
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей-квартира А.А.Блока
        • Назад
        • Музей-квартира А.А.Блока
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей печати
        • Назад
        • Музей печати
        • Историко-архитектурный очерк
      • Дом Матюшина
        • Назад
        • Дом Матюшина
        • Историко-архитектурный очерк
    • Сотрудничество
      • Назад
      • Сотрудничество
      • Партнеры
        • Назад
        • Партнеры
        • Российские партнеры
        • Зарубежные партнеры
        • Информационные партнеры
      • Сотрудничество с музеями
      • Реставрация и реконструкция
    • Мультимедиа
      • Назад
      • Мультимедиа
      • Фотогалерея
      • Веб-камеры
      • 3d панорамы
      • Аудио туры
    • Контакты
    • Документы
    • Архив
    • Доступная среда
  • Экспозиции и выставки
    • Назад
    • Экспозиции и выставки
    • Экспозиции
    • Временные выставки
    • Выставки вне музея
  • События
    • Назад
    • События
    • Концерты и фестивали
    • Специалистам
    • Разное
    • Организация мероприятий
  • Лекции
  • Детям
  • Издания
  • Фонды
    • Назад
    • Фонды
    • Вещественные памятники
    • Изобразительные памятники
    • Фотодокументы
    • Письменные памятники
    • Открытки

Фонд историко-бытовых коллекций

  • Главная
  • Фонды
  • Вещественные памятники
  • Фонд историко-бытовых коллекций
  • Коллекция дорожных принадлежностей
    Коллекция дорожных принадлежностей 8
    Более 100 единиц хранения.

    Коллекция дорожных принадлежностей включает багажные сундуки, чемоданы, сумки, шляпные коробки, приборы и приспособления, позволяющие сделать быт путешественников приятным и необременительным.

    Переезды с места на место составляли существенную часть образа жизни людей 19 века. Лечение, посещение родственников и знакомых, переезды с зимней квартиры на летнюю и ... ↓ обратно были причинами отправиться в путь. На продолжительность поездки влияли погода, состояние дороги и прочие внешние условия. Поездка из Петербурга в Москву в запряженных лошадьми экипажах или санях могла длиться около 4 суток. Пассажирские перевозки на пароходах и по железной дороге намного сократили время путешествия, но они по-прежнему требовали больших приготовлений. Сложился своеобразный дорожный быт, непременной принадлежностью которого были разнообразные сундуки и сундучки, дорожные шкатулки-секретеры с предметами для письма, с тайниками для хранения особо важных бумаг. Путешественники имели при себе ящички с отделениями для чая, сосудов для напитков, дорожные аптечки.

    Для защиты вещиц, сделанных из хрупких материалов, применялась подкладка из бархата или шёлка на вате. Благодаря такой подкладке и крепкому корпусу множество хрупких предметов из дорожных погребцов и несессеров дошло до наших дней, причём в отличном состоянии. Это лишний раз доказывает высочайший уровень качества, на котором работали старые мастера. Дорожные шкатулки-сундучки, широко бытовавшие на территории не только России, но и Западной Европы, ярко описаны в произведениях русских писателей — у А.С.Пушкина («Капитанская дочка»), В.С.Сологуба («Тарантас»), Н.В.Гоголя («Мёртвые души»), Л.Н.Толстого («Поездка на долгих») и пр. ↑
  • Коллекция игрушек и настольных печатных игр
    Коллекция игрушек и настольных печатных игр 20
    Более 400 единиц хранения

    Коллекция зарубежной и русской игрушки XIX – XX вв. невелика (200 ед.), но достаточно разнообразна по происхождению, месту изготовления и художественному достоинству.

    Типичным экземпляром дорогой игрушки для городских детей является кукла с фарфоровой головой  и телом, изготовленным из кожи, ткани, папье-маше. С 1880 года преимущество в производстве ... ↓ получили куклы с детскими пропорциями. До 1920-х годов подобные игрушки производились в большом количестве, но затем их начинают активно заменять куклы из целлулоида, популярного в 1930-1950 гг.

    Детям младшего возраста близки и понятны игрушки простейших конструкций, такие как лошадки на платформах с колесиками или лошадки-качалки. Образы таких игрушек мало изменились и до настоящего времени.

    Более сложные по конструкции механические игрушки с музыкальными механизмами, популярные во второй половине XIX в., украшали быт дворянских детей. Часто они становились семейными реликвиями и бережно сохранялись как воспоминание о детстве.

    Бесценными источниками изучения жизни и быта ребенка являются настольные игры и азбуки (около 200 единиц). В этом разделе представлены ставшие неотъемлемой частью мировой культуры шахматы, шашки, лото, домино, карты. Популярной в конце XIX в. стала настольная игра «Хальма Экка». Своими корнями она уходит на Дальний Восток, в китайские шашки, считавшиеся игрой стратегического характера. Настольные игры, чаще всего коллективные, развивают у ребенка логическое мышление, знакомят с различными способами обучения и воспитания.

    Появившиеся в конце XX века компьютерные игры начали постепенно заменять и отодвигать настольные игры на второй план. Именно поэтому музейная коллекция представляет большой интерес с точки зрения истории педагогики и культуры.
     ↑
    • Шахматы
      Шахматы 10
      Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр.

      Для изготовления шахмат использовали кость мамонтовую, слоновую, моржовую, рог оленя.
      Первоначально каждую фигурку вырезали вручную, но с изобретением токарного станка труд ... ↓ косторезов стал легче.

      Особым мастерством отличались резчики слоновой кости из села Холмогоры. Они изготавливали шахматы на экспорт, и сегодня их изделия можно обнаружить в музеях Европы и частных коллекциях.
       ↑
  • Коллекция самоваров, бульоток и кухонной посуды
    Коллекция самоваров, бульоток и кухонной посуды 8
    В коллекции представлено более 130 единиц хранения, среди которых имеются как образцы массовой продукции, так  и уникальные экземпляры.

    Основную часть коллекции составляют самовары, изготовленные во второй половине XIX в. на тульских фабриках Баташева, Воронцова, Рейнгольда и Эмиля Тейле, братьев Шемариных. Есть  самовары с клеймами мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и ... ↓ Варшавы.

    Традиция русского чаепития с использованием самовара складывалась в течение более двух столетий. Со второй половины 18 века и до сегодняшних дней самовар был и остается символом русского быта. До сих пор в некоторых домах он занимает почетное место среди столовой утвари.

    Самовары разнообразны не только по своим формам, но и по материалу, из которого они изготовлены – красная медь, тампак, мельхиор, латунь с гальваническим серебряным покрытием или никелировкой.

    Музейная коллекция пополняется редкими экземплярами самоваров для более полной характеристики бытовавших некогда видов изделий декоративно-прикладного искусства.
     ↑
  • Коллекция столовой посуды и приборов
    Коллекция столовой посуды и приборов 8
    В историко-бытовой коллекции собрано около 1200 различных видов металлической столовой посуды и столовых приборов.

    Среди редких и наиболее ценных предметов  коллекции – чайный сервиз производства мастерских Великого Устюга, имитирующий дорогую фарфоровую посуду.  Для имитации фарфора великоустюжские мастера применяли различные технические приемы. Металлическая (обычно ... ↓ медная) форма предметов покрывалась несколькими слоями белой эмали. Последний слой украшался орнаментальными накладками из серебряной фольги.

    В первой половине XIX в. века наблюдается спад в области эмальерного дела, в моду входят изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку населения, и в семьях дворян, и даже при царском дворе. Основными центрами производства металлической столовой посуды стали такие города как Москва, Петербург и Варшава, при этом польские предприятия лидировали. Производство в этой области развернулось к 1880-м годам, когда техника производства посеребренных металлических изделий достигла такого уровня, что предметы из латуни и мельхиора стали неотличимы от настоящего серебра.

    В коллекции представлены 30 столовых предметов известной Варшавской фабрики по производству изделий из плакированного серебра и мельхиора «Фраже», основанной братьями Альфонсом и Иосифом Фраже в 1824 году.

    К произведениям ювелирного искусства можно отнести чайный сервиз в «русском стиле», выполненный в  мастерской Ф.К. Ярцева (1888 г., г. Москва).  В производстве художественных изделий из серебра «русский стиль» создал целое направление. Многочисленные фабрики и мастерские золотых и серебряных дел создавали столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, в которых копировались и перерабатывались формы и декоративные мотивы, заимствованные из народного и древнерусского искусства.

    В ХХ веке преобладают маловыразительные штампованные столовые приборы из нержавеющей стали, алюминия, в лучшем случае из мельхиора. Но эти предметы имеют историческую ценность, поэтому включены в коллекцию и востребованы для музейных экспозиций.
     ↑
  • Коллекция сувениров и подарков
    Коллекция сувениров и подарков 7
    В коллекции собраны  более 500 образцов сувенирной и подарочной продукции, связанных с важными событиями дореволюционной, советской и современной России – от стопы, посвященной коронации Императора Николая II до яйца «Санкт-Петербург», созданного в мастерской Тео Фаберже и подаренного нашему городу.

    Сувенирная продукция является отражением национальных особенностей и художественных ... ↓ традиций. В нашей стране большой популярностью всегда пользовались изделия народных промыслов: деревянная посуда с яркой хохломской росписью, деревянные   богородские и глиняные расписные дымковские игрушки, изделия из папье-маше с миниатюрной живописью и др.

    Среди сувенирных изделий с утилитарным назначением можно выделить печатные сувениры: записные книжки, альбомы, блокноты и другие беловые товары.

    Подарки, полученные Санкт-Петербургом от различных организаций и представителей России и зарубежных стран, составляют значительную часть коллекции. Этот раздел существенно пополнился после празднования 300-летия Санкт-Петербурга – в дар музею было передано 30 подарков.
     ↑
  • Коллекция упаковки пищевых продуктов и промышленных изделий
    Коллекция упаковки пищевых продуктов и промышленных изделий 8
    Около 1600 единиц хранения.

    Упаковка товара является  очень важным инструментом  воздействия на потребителей, поэтому этому аспекту каждый производитель уделяет особое внимание.

    Фабричное изготовление упаковки с художественным оформлением началось со второй половины XIX века. С этого периода упаковка стала носителем рекламной информации.

    Упаковка конца XIX – начала XX ... ↓ веков (в фонде 250 ед.) отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры. Особой оригинальностью отличалась упаковка кондитерской продукции. Крупные фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. Менее крупные предприятия  вынуждены были заказывать упаковку на специальных фабриках. В Петербурге это были  «Заведения графических Искусств. Хромолитография Э.И. Маркуса» и «Фабрика металлических изделий и хромолитография по жести Г. Хаймовича».

    При изготовлении использовались печать, тиснение, металлохромия. Уровень мастерства и художественные достоинства этой продукции  очень различны. Наряду с рядовыми оформителями в создании упаковки товаров принимали участие и выдающиеся художники объединения  «Мир искусства». Однако, в связи с тем, что заниматься «наклейкой» было непрестижно, почти все произведения в этой области безымянны.

    В 20-е годы XX века в Советской России еще иногда использовались старые формы и приемы оформления упаковки,  но это было лишь инерцией.

    Коллекция послевоенной упаковки наиболее обширна (около 1300 ед.) и  интересна с точки зрения полноты информации о продукте и предприятиях изготовителях.
    В настоящее время, с новыми возможностями фотопечати, выпуск нарядной упаковки возобновился. Среди последних поступлений  - около 30 единиц упаковки товаров, выпущенных к 300-летию Санкт-Петербурга.
     ↑
  • Коллекция чернильных приборов и канцелярских принадлежностей
    Коллекция чернильных приборов и канцелярских принадлежностей 16
    Коллекция чернильных приборов насчитывает около 200 предметов русского и зарубежного производства, выполненных в различных исторических стилях. Особую ценность представляют авторские и мемориальные предметы.

    Первые чернильницы появились в быту с созданием тонких полотен, таких  как пергамент и папирус. В Египте и Китае чернила для письма делали из масла и сажи, начиная с III века нашей ... ↓ эры подобный состав использовали в Риме и Греции. В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготавливали специально, придавая ему вначале самую простую форму – цилиндра, куба, кувшина, бокала.

    На протяжении веков внешний вид чернильниц менялся. В XVIII-XIX вв. увеличилось производство и разнообразие чернильниц – от массивных чернильных приборов, занимавших центральное место на письменном столе до дорожных приборов с чернильницами-непроливайками. В качестве материала использовали различные металлы, стекло, фарфор,  мрамор, рог, поделочные камни.

    Массовым изготовлением чернильниц занимались не только многочисленные бронзолитейные мастерские, но и крупные ювелирные фирмы, имевшие звание Поставщиков Высочайшего Двора,  – Сазикова,  Овчинникова,  Хлебникова, братьев Грачевых, Фаберже. Исключительное мастерство изготовителей часто превращало вполне утилитарные предметы в настоящие произведения искусства, которые применяли не только по прямому назначению, но и для украшения интерьеров кабинетов, библиотек и будуаров.

    Чернильные приборы на протяжении XIX –XX вв. были весьма распространенным подарком. Магазины Петербурга всегда имели богатый выбор этих изделий, рассчитанных на разные вкусы и финансовые возможности.
     ↑
  • Коллекция шкатулок, ларцов и табакерок
    Коллекция шкатулок, ларцов и табакерок 8
    Коллекция шкатулок насчитывает свыше 250  предметов, разнообразных по форме, стилю и материалам.

    В отдельную группу  - около 30 единиц -можно выделить шкатулки из папье-маше с лаковой росписью. Искусство лаковой живописи возникло в Китае и распространилось затем в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. В Европе мастерские по производству изделий с росписью в ... ↓ китайском стиле  появляются в XVII веке, в России технология производства подобных изделий была разработана в конце XVIII века.

    Ведущее положение в России, несомненно, занимала подмосковная  фабрика купцов Лукутиных, сумевших не только организовать производство, но и сделать его глубоко традиционным. Фабрика,  основанная в конце XVIII века купцом П.И.Коробовым в подмосковным селе Данилково (смежном с Федоскино и впоследствии слившимся с ним), выпускала лакированные козырьки для головных уборов русской армии. На его фабрике начинают выпускать и табакерки. В 1818 году фабрика перешла к дочери Коробова, а в 1824 году - к его зятю П.В.Лукутину. Из ранних лаковых изделий лукутинской фабрики выделяется табакерка с жанровой сценой в китайском стиле. Восточная тематика часто использовалась в художественных лаках 1830-1840 –гг.

    Петр Лукутин изменил сюжеты лаковой миниатюры, ориентируясь на ставшую популярной во второй половине XIX века русскую тематику. В миниатюрной живописи лукутинских мастеров появилась серия изображений торговцев, косарей, разносчиков и других типичных представителей русского народа. Популярность изделий фабрики Лукутиных была в XIX веке столь велика, что и все лакированные изделия из папье-маше, изготовленные  в подмосковных мастерских, стали называть лукутинскими.

    После закрытия фабрики в 1904 году для промысла наступили трудные времена. В 1910 году при поддержке фонда Сергея Тимофеевича Морозова была учреждена «Федоскинская трудовая артель» бывших мастеров фабрики Лукутина.

    Работа артели в 1940-50 годы была ориентирована главным образом на создание копий с произведений В.М.Васнецова, В.Г.Перова, В.И.Сурикова и других художников. Наиболее творчески активные авторы создавали собственные композиции. Особое место в коллекции занимает ларец с видами Ленинграда – подарок группы художников артели к 250-летию города.

    Одним из последних поступлений в этот раздел коллекции была шкатулка художника А.Петрова  с миниатюрой  вида на Стрелку Васильевского острова, созданной по мотивам гравюр XVII-XIX вв.
     ↑
  • Вещественные памятники 
  • Изобразительные памятники 
  • Фотодокументы 
  • Письменные памятники 
  • Открытки 
Информация
Более 15 000 единиц хранения.
В фонде представлены разнообразные бытовые предметы из металла, дерева, бумаги, кости, камня, характеризующие жизнь и быт различных слоёв населения  Петербурга–Петрограда-Ленинграда с середины XVIII века по настоящее время.

Комплектование  данного Фонда началось в 1907 году при создании Музея Старого Петербурга. В настоящее время в составе Фонда представлены самые разнообразные бытовые предметы из металла, дерева, бумаги, кости, камня. Эти предметы характеризуют жизнь и быт различных слоёв населения  Петербурга–Петрограда-Ленинграда с середины XVIII века по настоящее время.  

Многие предметы, выполненные известными производителями и мастерами, являются образцами декоративно-прикладного искусства. Некоторые, порой невзрачные, утилитарные предметы становятся значимыми и интересными благодаря своей истории, связанной с важными событиями, такими как Великая Отечественная война и блокада Ленинграда.

Особое значение имеют мемориальные предметы, рассказывающие о жизни выдающихся людей и жителей нашего города. Многие горожане приносят в музей сохранившиеся в семьях реликвии и рассказывают связанные с ними предания. Коллекции фонда постоянно пополняются за счёт закупок и даров.



← Назад в раздел
Версия для печати
+7 (812) 230-64-31
Оставайтесь на связи


© 2023 Все права защищены.