Упаковка товара является очень важным инструментом воздействия на потребителей, поэтому этому аспекту каждый производитель уделяет особое внимание.
Фабричное изготовление упаковки с художественным оформлением началось со второй половины XIX века. С этого периода упаковка стала носителем рекламной информации.
Упаковка конца XIX – начала XX веков (в фонде 250 ед.) отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры. Особой оригинальностью отличалась упаковка кондитерской продукции. Крупные фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. Менее крупные предприятия вынуждены были заказывать упаковку на специальных фабриках. В Петербурге это были «Заведения графических Искусств. Хромолитография Э.И. Маркуса» и «Фабрика металлических изделий и хромолитография по жести Г. Хаймовича».
При изготовлении использовались печать, тиснение, металлохромия. Уровень мастерства и художественные достоинства этой продукции очень различны. Наряду с рядовыми оформителями в создании упаковки товаров принимали участие и выдающиеся художники объединения «Мир искусства». Однако, в связи с тем, что заниматься «наклейкой» было непрестижно, почти все произведения в этой области безымянны.
В 20-е годы XX века в Советской России еще иногда использовались старые формы и приемы оформления упаковки, но это было лишь инерцией.
Коллекция послевоенной упаковки наиболее обширна (около 1300 ед.) и интересна с точки зрения полноты информации о продукте и предприятиях изготовителях.
В настоящее время, с новыми возможностями фотопечати, выпуск нарядной упаковки возобновился. Среди последних поступлений - около 30 единиц упаковки товаров, выпущенных к 300-летию Санкт-Петербурга.