Государственный музей истории Санкт-Петербурга
+7 (812) 230-64-31
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей
    • Назад
    • Музей
    • Новости
    • Анонсы
    • 350 лет Петру I
    • Музейный комплекс
      • Назад
      • Музейный комплекс
      • Петропавловская крепость
        • Назад
        • Петропавловская крепость
        • Историко-архитектурный очерк
        • Карта-схема крепости
      • Крепость Орешек
        • Назад
        • Крепость Орешек
        • Историко-архитектурный очерк
        • Интерактивная схема
        • Основные объекты
      • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Назад
        • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей С.М.Кирова
        • Назад
        • Музей С.М.Кирова
        • Историко-архитектурный очерк
        • Фонд С.М.Кирова
        • Издания
        • Сайт
      • Особняк Румянцева
        • Назад
        • Особняк Румянцева
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей-квартира А.А.Блока
        • Назад
        • Музей-квартира А.А.Блока
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей печати
        • Назад
        • Музей печати
        • Историко-архитектурный очерк
      • Дом Матюшина
        • Назад
        • Дом Матюшина
        • Историко-архитектурный очерк
    • Сотрудничество
      • Назад
      • Сотрудничество
      • Партнеры
        • Назад
        • Партнеры
        • Российские партнеры
        • Зарубежные партнеры
        • Информационные партнеры
      • Сотрудничество с музеями
      • Реставрация и реконструкция
    • Мультимедиа
      • Назад
      • Мультимедиа
      • Фотогалерея
      • Веб-камеры
      • 3d панорамы
      • Аудио туры
    • Контакты
    • Документы
    • Архив
    • Доступная среда
  • Экспозиции и выставки
    • Назад
    • Экспозиции и выставки
    • Экспозиции
    • Временные выставки
    • Выставки вне музея
  • События
    • Назад
    • События
    • Концерты и фестивали
    • Специалистам
    • Разное
    • Организация мероприятий
  • Лекции
  • Детям
  • Издания
  • Фонды
    • Назад
    • Фонды
    • Вещественные памятники
    • Изобразительные памятники
    • Фотодокументы
    • Письменные памятники
    • Открытки

Коллекция Тагрина

  • Главная
  • Фонды
  • Открытки
  • Коллекция Тагрина
  • "Артистические" открытки
    "Артистические" открытки 18
    «Артистические» открытки – открытки с изображениями актеров театра и кино, сцен из опер, драматических спектаклей, кинофильмов и т.п. Коллекционирование таких открыток было очень популярным в Советском Союзе.
  • "Гламурные" открытки
    "Гламурные" открытки 19
    «Гламурная» открытка – открытка с изображением женских образов, в том числе обнаженной натуры. Вот, как пишет о такой открытке в своей книге «Художественная открытка русского модерна» доктор искусствоведения М. В. Нащокина: «В первой четверти XX века женщина становится едва ли не главным объектом изображения в открытке. Прекрасная и вздорная, нежная и лживая, любящая и продажная, объект любования ... ↓ и насмешки, женщина-вамп и воплощенная невинность – такой двойственной предстает женщина в мире открытки». За счет своего широкого бытования эротическая тематика, неразрывно связанная с темой женщины, начинает широко распространяться в открытых письмах. Зачастую такие образцы, рассчитанные на широкую публику, трудно назвать высокохудожественными. В дополнение следует отметить, что «гламурная» открытка показывает нам не просто изображение красивой женщины, но порой рассказывает нам о ее увлечениях, занятиях, интересах, месте и отношении к ней в обществе. ↑
  • Авторские открытки
    Авторские открытки 38
    Авторская открытка – это открытка с рисунка, созданного художником непосредственно для нее. Сюжеты авторской открытки многообразны, это жанровые и исторические сцены, городские пейзажи и природа, популярные исторические, литературные и театральные персонажи, женщина и мода.

    Подлинными жемчужинами среди них являются издания, выполненные в редкой для этого вида продукции технике офорта. ... ↓ Настоящие миниатюрные эстампы представлены в коллекции как зарубежными, так и отечественными почтовыми карточками. Издавались такие произведения на хорошей бумаге, в ряде случаев – ручной отливки. Тиражи таких почтовых карточек были невелики, а сами издания занимают достойное место среди других произведений миниатюрной графики. ↑
  • Видовые открытки
    Видовые открытки 20
    Видовые открытки, или открытки с видами городов, памятных мест, достопримечательностей составляют значительную часть коллекции.

    Видовая открытка – это не только памятник культуры, но и источник знаний о прошлом. Получить представление о многих не дошедших до нас или искаженных памятниках архитектуры, понять, как выглядели целые ансамбли площадей и улиц в то или иное время, мы можем зачастую ... ↓ лишь по открытке.

    Видовые открытки печатались с фотографий, авторы которых не всегда известны. В первую очередь это касается произведений первой половины XX века, представляющих для нас особую ценность. Однако мы можем выделить и некоторые имена, такие как: С. М. Прокудин-Горский, Д. Марков, А. Н. Павлович, В. Светличный и т. д.

    Отечественные видовые открытки запечатлели не только центральные части городов с парадными площадями, старинными храмами и дворцами, но и окраины, а также отдельные здания, в том числе и промышленные. Интерес для фотографов представляли даже самые глухие места Российской империи. ↑
  • Документальные открытки
    Документальные открытки 10
    Документальная открытка – открытка с фотоизображением важных исторических событий, церемоний, политических и художественных мероприятий, фоторепортажами с мест природных катаклизмов, военных кампаний, походов и сражений.

    Документальные открытки были особенно популярны в тяжелые военные и революционные годы. Так, во время русско-японской войны фотокорреспондентами Общины святой Евгении было ... ↓ сделано множество снимков оборудования армии и ее снаряжения, отдельных эпизодов сражений, солдат и т. д.

    В годы революции и первые годы советской власти активно издавались фотооткрытки со сценами уличных боев, изображением различных празднеств и церемоний: похорон, юбилеев и т. д. ↑
  • Иллюстрации
    Иллюстрации 16
    Иллюстрации – открытки с иллюстрациями к произведениям писателей, поэтов, драматургов, к сказкам, былинам и песням.

    Общиной святой Евгении к столетию со дня рождения А. С. Пушкина была выпущена серия открыток с иллюстрациями к произведениям поэта. Над ней работали художники: Н.Н.Каразин, Е.М.Бем, М.А.Зичи, В.М.Васнецов и т. д.

    Тема пушкинских сказок в начале 1900-х годов была развита ... ↓ и в творчестве Б.В.Зворыкина. Для издательства «Ришар» А.Ф.Афанасьевым были выполнены рисунки к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

    В дальнейшем стали выходить произведения, темы для которых напрямую заимствовались из русского фольклора. Издаются открытки с рисунками В.Васнецова «Гусляр» и «Купава». Соломко С.С. в огромном количестве создает рисунки к открыткам с женскими образами из русских сказок.

    На открытках Е.М.Бем представлены иллюстрации к народным пословицам и поговоркам. Табурин В.А. создает серию открыток «Русские пословицы в лицах». Во время первой русской революции издавались открытки с иллюстрациями и текстами революционных песен – «Интернационала», «Рабочей марсельезы», «Варшавянки».

    Во второй половине XX века выпускают открытки с советскими песнями, выполненными в стиле городского лубка, Палеха или Мстеры. Особый интерес представляют издания с иллюстрациями к детским книгам. ↑
  • Милитария
    Милитария 18
    Открытки с видами различных родов войск. Особо ценятся открытки с видами воздушных и подводных аппаратов военного назначения.
  • Открытки на темы флоры и фауны
    Открытки на темы флоры и фауны 26
    Открытки на темы флоры и фауны – это открытки с изображениями животных и растений, как в дикой природе, так и в зоологических парках, ботанических садах и т. д.
  • Панорамные открытки
    Панорамные открытки 10
    Панорамная открытка – открытка с изображением местности, отличающаяся широким углом обзора. Панорамные открытки могут быть как увеличенного по горизонтали размера, так и состоять из нескольких карточек обычного ... ↓ формата. ↑
  • Персоналии
    Персоналии 45
    Персоналии – открытки с изображениями видных государственных, общественных и культурных деятелей, военачальников, ученых, художников и т. д.
    • Открытки с изображением монархов и членов августейших семей
      Открытки с изображением монархов и членов августейших семей 25
  • Поздравительные открытки
    Поздравительные открытки 23
    Поздравительные открытки. Самый распространенный вид открытки – поздравительная, посвященная какому-либо празднику. В дореволюционной России  наибольшей популярностью пользовались открытки  с Рождеством, Святой Пасхой, Днем Ангела, реже, новогодние. Поздравительные открытки выпускались практически всеми издательствами. Многие открытые письма ввозились из Европы, что создавало ... ↓ большую конкуренцию и заставляло издательства искать все новые и новые сюжеты. Среди универсальных атрибутов поздравительной открытки наиболее распространенными были изображения ангелов, детей, животных, девушек с цветами, церквей, различные натюрморты, сценки из русского быта.  ↑
  • Политические открытки
    Политические открытки 20
    К политическим открыткам можно отнести агитационные и революционные издания, сатирические открытки на социальные, экономические, политические темы, карикатуры на политических, церковных и военных деятелей.
  • Рекламные открытки
    Рекламные открытки 20
    Рекламные открытки – открытки с рекламой товаров или фирм, с анонсами культурных мероприятий. В первой четверти XX века рекламные открытки выпускали преуспевающие торговые дома, фабрики, заводы, печатая на них рисунки и фотоизображения своих предприятий, продукции и методов производства. Открытые письма были удобны для того, чтобы вложить их в фирменные коробки или пакеты, а также могли служить ... ↓ своего рода визитными карточками, которые стопками лежали в конторах и магазинах для раздачи посетителям. Богатые фирмы создавали открытки сами или заказывали у известных издательств, а более бедные скупали дешевые тиражи и наносили на них свою рекламу. Часто для этого использовались репродукционные или видовые открытые письма. Также в открытке часто повторялись рисунки с рекламных торгов, благотворительных афиш и плакатов выставок. В советское время открытки продолжали широко использоваться в рекламных целях. ↑
  • Репродукции
    Репродукции 20
    Репродукционные открытки – открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. Репродукционная открытка сыграла огромную роль в пропаганде культуры и искусства, в воспитании художественного вкуса широких масс населения. В России она появляется на рубеже XIX–XX веков.
  • Стереооткрытки
    Стереооткрытки 9
    Стереооткрытка – открытка с эффектом объемного изображения, достигаемого при помощи просмотра через стереоскоп двух парных фотоизображений. На большей части стереооткрыток представлены виды городов и местностей. Встречаются также и документальные ... ↓ стереооткрытки. ↑
  • Сувенирные открытки
    Сувенирные открытки 16
    Сувенирные открытки («Gruss aus…», «Привет из…», «Souvenir de…») – это открытки «на память», связанные с воспоминаниями о ком-либо или о чем-либо и содержащие соответствующее обращение. Такие открытки являются специально созданными художественными композициями с использованием рисованных или фотографических изображений различных достопримечательностей, известных мест и т.п. Эта серия ... ↓ открыток была невероятно популярна на переломе XIX и XX вв. ↑
  • Транспортные открытки
    Транспортные открытки 21
    «Транспортные» открытки – это открытки с изображениями средств транспорта и транспортной инфраструктуры, таких как железная дорога, авиация, автомобили, морские и речные суда и пр.
    • Морской раздел
      Морской раздел 5
  • Этнографические открытки
    Этнографические открытки 20
    Этнографические открытки – открытки с изображениями людей в национальных костюмах, а также их быта и природных условий проживания. Такие открытки являлись наиболее доступными средствами знакомства с культурой народов ... ↓ мира. ↑
  • Вещественные памятники 
  • Изобразительные памятники 
  • Фотодокументы 
  • Письменные памятники 
  • Открытки 
Информация
Более 570 000 единиц хранения.

Крупнейшая в России коллекция открыток разнообразной тематики: видовые, поздравительные, репродукции произведений искусства, персоналии, плакатные открытки и пр. Хронологические рамки коллекции — 1880-1980-е годы.

В 1982 году Государственным Музеем истории Санкт-Петербурга была частично приобретена, частично получена в дар от наследников крупнейшая в стране коллекция открыток Николая Спиридоновича Тагрина. Общая численность переданной коллекции открыток составила 572657 единиц хранения.

Николай Спиридонович Тагрин (06.12 (19.12) 1907 - 19.05.1981) — филокартист и популяризатор почтовой открытки, основатель и бессменный руководитель Ленинградского клуба филокартистов, член Географического общества СССР, автор книг и публикаций о филокартии.

Коллекция Н. С. Тагрина создавалась им с 1922 по 1981 гг. Она является уникальным по широте и полноте собранием открыток.

Самый большой раздел – географический, он составляет более половины собрания. Особо интересны и ценны виды русских городов, часто являющиеся единственными изображениями утраченных или искаженных перестройками зданий и сооружений. Наиболее полон раздел, значительную часть которого представляют открытки с видами советских городов, изданные малыми тиражами в 1920-х – 1930-х годах.

Очень интересен морской раздел. В нем следует выделить изображения кораблей, опубликованные различными издательствами. Основой для большинства этих открыток послужили негативы морского офицера Николая Николаевича Апостоли (1861–1937), который собственноручно произвел фотофиксацию почти всего русского флота конца XIX – начала ХХ века.



← Назад в раздел
Версия для печати
+7 (812) 230-64-31
Оставайтесь на связи


© 2023 Все права защищены.