Фонд современной живописи и графики
- Главная
- Фонды
- Изобразительные памятники
- Фонд современной живописи и графики
-
Живопись 25Коллекция живописи включает две тысячи произведений изобразительного искусства, выполненных в технике масляной живописи на различных основах (холст, дерево, оргалит, картон, бумага). Это произведения фигуративной и абстрактной живописи различных жанров: пейзаж (в основном городской), портрет, исторический, жанровая картина, натюрморт.
Самое раннее произведение в коллекции фонда датировано ... ↓ 1917 годом и принадлежит кисти ученика И.Е.Репина художника Г.М.Бобровского – это портрет Ф.И.Шаляпина. Интересна история создания этого портрета. Работу над портретом художник начал в 1916 году. Шаляпин позировал ему в своей квартире на Пермской улице в доме 2 б (ныне музей-квартира Ф.И.Шаляпина). Вместе с Бобровским портрет певца писали Б.И.Анисфельд, Н.В.Харитонов и Н.П.Богданов-Бельский. Об этом свидетельствует фотография, ныне хранящаяся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Портрет не окончен – не дописана левая кисть руки, но он датирован и имеет авторскую подпись.
Наиболее значимые произведения коллекции – работы учеников П.Н.Филонова, выполненные в 1927 году для экспонирования в Доме печати (наб. реки Фонтанки, д. 21). Выставка в Доме печати была первой большой выставкой объединения МАИ (Мастера аналитического искусства), в которой участвовали все его члены. Из сохранившихся до нашего времени 10 произведений этой выставки четыре работы хранятся в собрании нашего музея. Это «Мой дом – моя крепость» Б.И.Гурвича, «Новый быт (1 мая)» Е.А.Кибрика, «Кинто (Тифлисский базар)» Д.П.Крапивного, «Рабочий, сидящий за столом» Э.А.Тэнисмана.
Представляет интерес, как с художественной, так и с исторической точки зрения «Групповой портрет», написанный художницей Т.Н.Глебовой (ученицей П.Н. Филонова) в 1930-х годах. На нем изображены П.Н.Филонов и некоторые его ученики: С.М.Гершов, А.И.Порет, П.Н.Кондратьев, Т.Н.Глебова.
В ряду значимых произведений коллекции находится и полотно талантливого ученика К.С.Петрова-Водкина Л.Г.Чупятова «Красильщик» 1925 года исполнения. Картина была написана в рамках конкурса «Рабочий», организованного «Общиной художников» и получила «Первую премию». Чупятовым было создано два варианта «Красильщика». Второй вариант также сохранился и находится в частном собрании.
В собрании живописи музея хранится «Портрет В.И.Ленина», созданный по натурным зарисовкам художником И.И.Бродским. Портрет датирован 1927 годом, и длительное время экспонировался в Актовом зале Смольного института. В ГМИ СПб портрет передан в 2004 году в связи с проведением реставрационных работ и восстановлением исторических интерьеров Актового зала.
Среди работ, исполненных в довоенное время, заметное место занимают произведения художников – членов объединения «Круг художников», образованного в 1926 году и провозгласившего «реализм как стиль эпохи», который должен был стать основой для создания новой советской картины, как монументальной, так и станковой. Работы мастеров этого объединения отмечены наряду с хорошим профессиональным уровнем некоторой схожестью в манере исполнения и в решении пластических задач живописного произведения с произведениями французских художников-постимпрессионистов, в основном, Альбера Марке, экспонировавшего в начале 1930-х годов свои произведения в Ленинграде. В коллекции хранятся станковые произведения (в основном в жанре городского пейзажа) ведущих мастеров этого объединения: В.В.Пакулина, Н.Д.Емельянова, В.А.Гринберга, А.И.Русакова, И.Л.Лизака, Н.Ф.Лапшина, А.П.Почтенного.
В фонде хранится большая коллекция живописи, посвященной Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, значительная часть которой поступила в музей из бывшего Музея Обороны Ленинграда, расформированного в результате «Ленинградского дела» в 1949 году. Это серия портретов орденоносцев Ленинградского и Волховского фронтов, сюжетные картины об исторических событиях войны и блокады Ленинграда, исполненные в основном для экспозиции Музея Обороны, открывшегося в 1944 году.
Наряду с ними в собрании фонда находятся камерные живописные произведения художников, волею судьбы оказавшихся свидетелями тех страшных событий. К таким произведениям относятся: работа Т.Н.Глебовой «Смерть отца» 1942 года исполнения, картины В.В.Пакулина «Невский проспект» и «Корабли. Морозный день». Последние две работы написаны художником с натуры зимой 1942 года. Пакулин был одним из немногих художников, работавших на улицах Ленинграда, не обращая внимания на холод и бомбежки.
В коллекции живописи послевоенного периода собраны произведения большинства ведущих мастеров ленинградской школы, таких как Н.Л.Бабасюк, Я.Т.Бесперстов, А.Н.Блиок, А.И.Васильев, Л.С.Давиденкова, О.А.Еремеев, В.В.Загонек, Э.В.Козлов, Е.М.Костенко, П.Г.Коростелев, Л.Г.Кривицкий, Б.М.Лавренко, В.А.Леднев, В.И.Малагис, Е.Д.Мальцев, Ю.А.Межиров, С.Г.Невельштейн, Я.С.Николаев, В.М.Орешников, Л.А.Острова, Г.В.Павловский, В.В.Пименов, А.Ф.Полозов, А.Д.Романычев, М.П.Труфанов, Л.А.Фокин, С.Б.Эпштейн и другие.
Наряду с художниками – представителями официального искусства, в фонде представлено творчество художников ленинградского андеграунда. Это, прежде всего, яркие представители так называемой школы А.Д.Арефьева: Р.Р.Васми, Н.В.Жилина, Ш.Шварц; художники «газоневской» культуры: А.Н.Басин, Г.С.Богомолов, А.Н.Васильев, В.А.Овчинников, Ю.А.Жарких и другие; многие из которых впоследствии стали членами Товарищества Экспериментального изобразительного искусства, образовавшегося в 1981 году и объединившего более 140 художников – нонконформистов. Произведения многих из них также входят в собрание музея.
Коллекция живописи фонда современной живописи и графики музея – живой, подвижный организм, который постоянно развивается, пополняясь новыми произведениями; живописные полотна фонда экспонируются не только на территории музея, но и за его пределами — на выставочных площадках Санкт-Петербурга, городов России, городов ближнего и дальнего зарубежья. ↑ -
Акварели и рисунки 14Раздел «рисунок, акварель» объединяет более 15000 произведений изобразительного искусства, исполненных в технике акварели, гуаши, туши, различных видов карандашей, в том числе сангины и сухой пастели, а также в смешанной технике.
Представлены различные жанры: городской пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые композиции, архитектурные зарисовки, эскизы праздничного оформления города, эскизы ... ↓ плакатов, книжных иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, рекламы и упаковки, кино и театральных декораций и костюмов, эскизы обоев, исполненные петроградскими – ленинградскими - петербургскими художниками и архитекторами в период с 1917 года по настоящее время.
На основе коллекции рисунков за последние пятнадцать лет в музее состоялось большое количество монографических и тематических выставок. Среди них выставки, посвященные творчеству таких художников, как П. А.Шиллинговский (в собрании находится уникальная коллекция акварелей к альбому «Руины и возрождение» 1921 г.), В.А.Сулимо-Самуйлло (представлен большой комплекс эскизов оформления физкультурных парадов 1930-1950-х гг.), Я.О.Рубанчик (125 листов с зарисовками в блокадном Ленинграде), Т.Н.Глебова, В.В.Стерлигов, Н.И.Евграфов, М.В.Матюшин, Л.А.Ильин и др.
Большое количество работ из коллекции участвовало в таких тематических выставках, как «Праздники Октября». «Рисунки детей блокадного Ленинграда», «Блокадный дневник. Художники блокадного Ленинграда», «Архитекторы блокадного Ленинграда», «Пиранези и пиранезианство», «ВХУТЕМАС-ГИНХУК: Цвет и Форма» и ряд других.
Рисунки, акварели, гуаши, пастели из собрания фонда вошли в отдельные издания ГМИ СПб, такие, как: «Блокадный дневник. Живопись и графика блокадного времени» (Альбом – каталог, 2005 г.), «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» (Альбом – каталог, 2016 г.), «Праздничное оформление Петрограда-Ленинграда к годовщинам Великой Октябрьской Социалистической революции» (Альбом, 2017 г.) и др.
Большие комплексы авторских коллекций дают возможность проследить творческий путь (наряду с вышеупомянутыми) таких ленинградских художников и архитекторов как Н.М. Быльев, П.Н. Бусырев, В.Г. Борискович, П.М. Кондратьев, М.Г. Платунов, А.В. Васильев, А.С. Никольский, Л.В. Руднев, М.А. Шепилевский и др.
Как и живописный раздел фонда, раздел акварелей и рисунков позволяет широко и пространно освещать не только вопросы, связанные с искусствоведческой тематикой, как то: художественные направления, течения, школы, жанры, изобразительные приемы, но и иллюстрировать различные исторические события, происходившие в нашем городе в тот или иной период времени. ↑ -
Гравюры и литографии 32Разделы «гравюры» и «литографии», имеющие общее название – эстамп, насчитывают около 6000 произведений, выполненных в технике высокой, глубокой, плоской и трафаретной печати (это офорт, акватинта, линогравюра, ксилография, монотипия, шелкография, литография).
В собрании представлены произведения ярких представителей ленинградской графической школы, таких как Е.С. Кругликова, П.А. ... ↓ Шиллинговский, Д.И. Митрохин, Г.С. Верейский, А.А. Ушин, А.В. Каплун, С.Б. Юдовин, Г.Д. Епифанов, Ю.М. Непринцев, Н.А. Павлов, А.И. Харшак, В.Г. Старов, Ю.К. Люкшин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.С. Агабеков, Курдов В.И., Астапов И.С., А.С. Ведерников, В.А. Ветрогонский, Б.Н. Ермолаев, И.И. Ершов, А.Л. Каплан, А.Ф. Пахомов и др. Как и в живописных техниках, в произведениях печатной продукции широкое развитие получили все жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые, много сюжетные композиции, книжные иллюстрации и др.
Уникальность печатной графики ХХ века состоит в том, что из разряда репродукционной она перешла в разряд художественной, авторской. Особенно широкое развитие эстамп получил в начале 1960-х годов, когда в интерьерах внутреннего убранства жилых помещений стал преобладать минималистический стиль, составляющей частью которого стали оформленные в рамку под стекло произведения малотиражной печатной графики. Они были доступны по цене, выполнены на добротном художественном уровне и по сюжету и жанру могли удовлетворить самую взыскательную публику. Авторская печатная графика, исполненная малыми тиражами, имеющая авторскую подпись и дату исполнения, придавала листам большую значимость и соответственно ценность.
Условно первыми достижениями печатной графики в первые годы советской власти можно назвать три альбома, вышедших в Петрограде почти одновременно, в 1923 году, и изданных Комитетом популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры. В создании альбомов приняли участие три прекрасных петербургских художника: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и П.А. Шиллинговский. Добужинский и Остроумова-Лебедева в технике литографии, а Шиллинговский в технике ксилографии представили на суд зрителей свое видение города в тяжелые для него годы разрухи и запустения. Ныне листы из этих альбомов, являющиеся библиографической редкостью, часто экспонируются на различных тематических выставках музея и всегда привлекают внимание зрителя не только высоким уровнем мастерства художников, но и особенным настроением и искренностью. Они были изданы малым тиражом 500 экземпляров и представляют собой высокохудожественные авторские произведения.
Широкое развитие авторские тиражированные издания получили в годы Отечественной войны и блокады Ленинграда. Художниками издавались альбомы с изображениями портретов героев воздушных боев, морских сражений, с сюжетами блокадного быта, тяжелые условия которого довелось пережить многим из них, оставшимся в блокадном Ленинграде. В этой связи нельзя не сказать о сериях значимых работ в технике литографии и ксилографии, созданных в Ленинграде в годы блокады такими художниками, как Ю.М. Непринцев, А.Ф. Пахомов, С.Б. Юдовин, Н.А. Павлов, А.С. Астапов, А.Л. Каплан и многие другие.
Литографии, ксилографии, линогравюры, офорты всегда привлекали внимание. На протяжении всей истории XX века проводились многочисленные выставки, посвященные отдельно офорту, ксилографии, литографии, линогравюре. Многие художники приобрели узкую специализацию и работали в той или иной технике, совершенствуя свое мастерство. В этих интересных для творческого вдохновения техниках проводились различные эксперименты, в результате которых появлялись поистине уникальные произведения авторской тиражированной графики. Обо всем этом в состоянии рассказать богатая коллекция эстампа, представленная в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. ↑
Информация
← Назад в раздел
Более 27 000 единиц хранения.
В коллекции фонда современной живописи и графики хранятся произведения ленинградских - петербургских художников XX-XXI веков.
Представлены все виды эстампа, рисунок, акварель, гуашь, темпера, живопись. Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.
Хронологически собрание охватывает период с 1917 года и до наших дней.
Начало формирования Фонда современной живописи и графики было положено созданием в Петрограде Музея Города, учрежденного декретом в октябре 1918 года. Комплектование фонда велось в соответствии с главной задачей музея: изучение и показ развития городского организма во всех его аспектах. Самые ранние работы датируются 1917 годом. Фонд постоянно растет, комплектуется произведениями искусства современных художников.
Отличительной особенностью коллекций живописи и графики нашего музея является то, что в ней представлены произведения исключительно ленинградских - петербургских художников. Обзор экспонатов позволяет нарисовать достаточно полную картину художественных школ и объединений, существовавших в нашем городе с 1917 года. Это: школа П.Н. Филонова (представлена работами Б.И. Гурвича, Е.А. Кибрика, Д.П. Крапивного, Н.И. Евграфова, Г.М. Неменовой, Т.Н. Глебовой, П.М. Кондратьева и др.), школа М.В. Матюшина (представлена работами М.В. Матюшина, О.К. Матюшиной, Е.И. Чарушина, О.П. Ваулиной, Н.И. Кострова и др.), школа В.В. Стерлигова (представлена работами В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой, А.Б. Батурина, Г.Г. Зубкова, А.Ф. Кожина, М.Г. Церуша, Е.А. Гриценко, Л.А. Астрейн и др.), объединение «Круг художников» (В.А. Гринберг, Н.Ф. Лапшин, Н.Д.. Емельянов и др.), группа художников «Тринадцать» (О.Н. Гильдебрандт, В.А. Милашевский), объединение «ИЗОРАМ» (М.С. Бродский), объединение «Боевой карандаш», группа А.А. Арефьева, Товарищество Экспериментального изобразительного искусства.
Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные войне и блокаде Ленинграда. Среди них большие комплексы:
- Окна ТАСС 1941-1945 годов — 505 экспонатов (поступили из библиотеки Академии наук в 1972 году);
- рисунки детей блокадного Ленинграда - около 700 работ (поступили в 1960-е годы от Щукиной Е.С., методиста Куйбышевского РОНО);
- гуаши М.Г. Платунова 1941-1944 - около 150 работ (поступили в 1979 году из семьи художника);
- блокадный дневник О.Я. Рубанчика - около 100 рисунков (поступили в 1964 году от Е.М. Свердловой);
- блокадный дневник А.С. Никольского - около 100 рисунков, литографий, гравюр (поступили в 1956 году от вдовы художника).
Из больших авторских комплексов необходимо отметить:
- коллекцию Н.М. Быльева - более 300 рисунков и литографий городских пейзажей и типажей 1930-1970-х годов, эскизов плакатов "Боевого карандаша", как военного, так и послевоенного времени (поступили в основном после смерти автора в 1990 году);
- коллекцию П.Н. Бусырева - более 300 рисунков, литографий, живописи 1920-1960-х годов, книжная графика, в основном ленинградских издательств (поступила в 1988 году после смерти дочери художника);
- коллекцию В.А. Сулимо-Самуйлло - более 500 рисунков, эскизов оформления праздников, театральной и промышленной графики 1930-1960-х годов (поступала в несколько этапов в 1970-е годы от Нератовой Н.П.);
- коллекцию Т.Н. Глебовой и В.В. Стерлигова - более 100 рисунков промышленной графики 1950-х годов (поступила в 1996 году после смерти Глебовой Л.Н.).
Гордостью нашего фонда являются акварели П.А. Шиллинговского для альбома «Петербург. Руины и возрождение», живописные работы известных ленинградских мастеров В.М. Орешникова, С.А. Ротницкого, Я.С. Николаева, В.А. Серова, Я.И. Крестовского и многих других.
В коллекции фонда современной живописи и графики хранятся произведения ленинградских - петербургских художников XX-XXI веков.
Представлены все виды эстампа, рисунок, акварель, гуашь, темпера, живопись. Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.
Хронологически собрание охватывает период с 1917 года и до наших дней.
Начало формирования Фонда современной живописи и графики было положено созданием в Петрограде Музея Города, учрежденного декретом в октябре 1918 года. Комплектование фонда велось в соответствии с главной задачей музея: изучение и показ развития городского организма во всех его аспектах. Самые ранние работы датируются 1917 годом. Фонд постоянно растет, комплектуется произведениями искусства современных художников.
Отличительной особенностью коллекций живописи и графики нашего музея является то, что в ней представлены произведения исключительно ленинградских - петербургских художников. Обзор экспонатов позволяет нарисовать достаточно полную картину художественных школ и объединений, существовавших в нашем городе с 1917 года. Это: школа П.Н. Филонова (представлена работами Б.И. Гурвича, Е.А. Кибрика, Д.П. Крапивного, Н.И. Евграфова, Г.М. Неменовой, Т.Н. Глебовой, П.М. Кондратьева и др.), школа М.В. Матюшина (представлена работами М.В. Матюшина, О.К. Матюшиной, Е.И. Чарушина, О.П. Ваулиной, Н.И. Кострова и др.), школа В.В. Стерлигова (представлена работами В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой, А.Б. Батурина, Г.Г. Зубкова, А.Ф. Кожина, М.Г. Церуша, Е.А. Гриценко, Л.А. Астрейн и др.), объединение «Круг художников» (В.А. Гринберг, Н.Ф. Лапшин, Н.Д.. Емельянов и др.), группа художников «Тринадцать» (О.Н. Гильдебрандт, В.А. Милашевский), объединение «ИЗОРАМ» (М.С. Бродский), объединение «Боевой карандаш», группа А.А. Арефьева, Товарищество Экспериментального изобразительного искусства.
Значительное место в коллекции занимают работы, посвященные войне и блокаде Ленинграда. Среди них большие комплексы:
- Окна ТАСС 1941-1945 годов — 505 экспонатов (поступили из библиотеки Академии наук в 1972 году);
- рисунки детей блокадного Ленинграда - около 700 работ (поступили в 1960-е годы от Щукиной Е.С., методиста Куйбышевского РОНО);
- гуаши М.Г. Платунова 1941-1944 - около 150 работ (поступили в 1979 году из семьи художника);
- блокадный дневник О.Я. Рубанчика - около 100 рисунков (поступили в 1964 году от Е.М. Свердловой);
- блокадный дневник А.С. Никольского - около 100 рисунков, литографий, гравюр (поступили в 1956 году от вдовы художника).
Из больших авторских комплексов необходимо отметить:
- коллекцию Н.М. Быльева - более 300 рисунков и литографий городских пейзажей и типажей 1930-1970-х годов, эскизов плакатов "Боевого карандаша", как военного, так и послевоенного времени (поступили в основном после смерти автора в 1990 году);
- коллекцию П.Н. Бусырева - более 300 рисунков, литографий, живописи 1920-1960-х годов, книжная графика, в основном ленинградских издательств (поступила в 1988 году после смерти дочери художника);
- коллекцию В.А. Сулимо-Самуйлло - более 500 рисунков, эскизов оформления праздников, театральной и промышленной графики 1930-1960-х годов (поступала в несколько этапов в 1970-е годы от Нератовой Н.П.);
- коллекцию Т.Н. Глебовой и В.В. Стерлигова - более 100 рисунков промышленной графики 1950-х годов (поступила в 1996 году после смерти Глебовой Л.Н.).
Гордостью нашего фонда являются акварели П.А. Шиллинговского для альбома «Петербург. Руины и возрождение», живописные работы известных ленинградских мастеров В.М. Орешникова, С.А. Ротницкого, Я.С. Николаева, В.А. Серова, Я.И. Крестовского и многих других.
← Назад в раздел