Государственный музей истории Санкт-Петербурга
+7 (812) 230-64-31
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей
    • Назад
    • Музей
    • Новости
    • Анонсы
    • 350 лет Петру I
    • Музейный комплекс
      • Назад
      • Музейный комплекс
      • Петропавловская крепость
        • Назад
        • Петропавловская крепость
        • Историко-архитектурный очерк
        • Карта-схема крепости
      • Крепость Орешек
        • Назад
        • Крепость Орешек
        • Историко-архитектурный очерк
        • Интерактивная схема
        • Основные объекты
      • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Назад
        • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей С.М.Кирова
        • Назад
        • Музей С.М.Кирова
        • Историко-архитектурный очерк
        • Фонд С.М.Кирова
        • Издания
        • Сайт
      • Особняк Румянцева
        • Назад
        • Особняк Румянцева
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей-квартира А.А.Блока
        • Назад
        • Музей-квартира А.А.Блока
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей печати
        • Назад
        • Музей печати
        • Историко-архитектурный очерк
      • Дом Матюшина
        • Назад
        • Дом Матюшина
        • Историко-архитектурный очерк
    • Сотрудничество
      • Назад
      • Сотрудничество
      • Партнеры
        • Назад
        • Партнеры
        • Российские партнеры
        • Зарубежные партнеры
        • Информационные партнеры
      • Сотрудничество с музеями
      • Реставрация и реконструкция
    • Мультимедиа
      • Назад
      • Мультимедиа
      • Фотогалерея
      • Веб-камеры
      • 3d панорамы
      • Аудио туры
    • Контакты
    • Документы
    • Архив
    • Доступная среда
  • Экспозиции и выставки
    • Назад
    • Экспозиции и выставки
    • Экспозиции
    • Временные выставки
    • Выставки вне музея
  • События
    • Назад
    • События
    • Концерты и фестивали
    • Специалистам
    • Разное
    • Организация мероприятий
  • Лекции
  • Детям
  • Издания
  • Фонды
    • Назад
    • Фонды
    • Вещественные памятники
    • Изобразительные памятники
    • Фотодокументы
    • Письменные памятники
    • Открытки

Гравюры и литографии

  • Главная
  • Фонды
  • Изобразительные памятники
  • Фонд современной живописи и графики
  • Гравюры и литографии
Корнилов И.П.      На площади Революции. 1959
Корнилов И.П.       Дождь. 1962
Александрова Е.Н.           В автобусе. 1964
Претро К.Г.                  Окно ( Блокадная весна). По мотивам поэзии О.Берггольц. 1984
Почтенный О.А.      Башня телецентра в Ленинграде. 1966
Недзвецкая О.Д.     Дворик. Из серии "Прогулки вдоль Фонтанки". 1992
Овсянников Л.Ф.      Портрет И. Бродского. 1934
Гагарина Л.И.      Весна. 1944 год. Из серии "Ленинград в блокаде". 1944
Хижинский Л.С.      Тюрьма Петропавловской крепости. Иллюстрация к книге О. Форш "Одеты камнем". 1938
Воинов В.В.      Торговец с корзиной. 1920-1930-е
Смотреть еще +
4
  • Вещественные памятники 
  • Изобразительные памятники 
  • Фотодокументы 
  • Письменные памятники 
  • Открытки 
Информация
Разделы «гравюры» и «литографии», имеющие общее название – эстамп, насчитывают около 6000 произведений, выполненных в технике высокой, глубокой, плоской и трафаретной печати (это офорт, акватинта, линогравюра, ксилография, монотипия, шелкография, литография).

В собрании представлены произведения ярких представителей ленинградской графической школы, таких как Е.С. Кругликова, П.А. Шиллинговский, Д.И. Митрохин, Г.С. Верейский, А.А. Ушин, А.В. Каплун, С.Б. Юдовин, Г.Д. Епифанов, Ю.М. Непринцев, Н.А. Павлов, А.И. Харшак, В.Г. Старов, Ю.К. Люкшин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.С. Агабеков, Курдов В.И., Астапов И.С., А.С. Ведерников, В.А. Ветрогонский, Б.Н. Ермолаев, И.И. Ершов, А.Л. Каплан, А.Ф. Пахомов и др. Как и в живописных техниках, в произведениях печатной продукции широкое развитие получили все жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые, много сюжетные композиции, книжные иллюстрации и др.

Уникальность печатной графики ХХ века состоит в том, что из разряда репродукционной она перешла в разряд художественной, авторской. Особенно широкое развитие эстамп получил в начале 1960-х годов, когда в интерьерах внутреннего убранства жилых помещений стал преобладать минималистический стиль, составляющей частью которого стали оформленные в рамку под стекло произведения малотиражной печатной графики. Они были доступны по цене, выполнены на добротном художественном уровне и по сюжету и жанру могли удовлетворить самую взыскательную публику. Авторская печатная графика, исполненная малыми тиражами, имеющая авторскую подпись и дату исполнения, придавала листам большую значимость и соответственно ценность.

Условно первыми достижениями печатной графики в первые годы советской власти можно назвать три альбома, вышедших в Петрограде почти одновременно, в 1923 году, и изданных Комитетом популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры. В создании альбомов приняли участие три прекрасных петербургских художника: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и П.А. Шиллинговский. Добужинский и Остроумова-Лебедева в технике литографии, а Шиллинговский в технике ксилографии представили на суд зрителей свое видение города в тяжелые для него годы разрухи и запустения. Ныне листы из этих альбомов, являющиеся библиографической редкостью, часто экспонируются на различных тематических выставках музея и всегда привлекают внимание зрителя не только высоким уровнем мастерства художников, но и особенным настроением и искренностью. Они были изданы малым тиражом 500 экземпляров и представляют собой высокохудожественные авторские произведения.

Широкое развитие авторские тиражированные издания получили в годы Отечественной войны и блокады Ленинграда. Художниками издавались альбомы с изображениями портретов героев воздушных боев, морских сражений, с сюжетами блокадного быта, тяжелые условия которого довелось пережить многим из них, оставшимся в блокадном Ленинграде. В этой связи нельзя не сказать о сериях значимых работ в технике литографии и ксилографии, созданных в Ленинграде в годы блокады такими художниками, как Ю.М. Непринцев, А.Ф. Пахомов, С.Б. Юдовин, Н.А. Павлов, А.С. Астапов, А.Л. Каплан и многие другие.

Литографии, ксилографии, линогравюры, офорты всегда привлекали внимание. На протяжении всей истории XX века проводились многочисленные выставки, посвященные отдельно офорту, ксилографии, литографии, линогравюре. Многие художники приобрели узкую специализацию и работали в той или иной технике, совершенствуя свое мастерство. В этих интересных для творческого вдохновения техниках проводились различные эксперименты, в результате которых появлялись поистине уникальные произведения авторской тиражированной графики. Обо всем этом в состоянии рассказать богатая коллекция эстампа, представленная в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга.



← Назад в раздел
Версия для печати
+7 (812) 230-64-31
Оставайтесь на связи


© 2023 Все права защищены.