Разделы «гравюры» и «литографии», имеющие общее название – эстамп, насчитывают около 6000 произведений, выполненных в технике высокой, глубокой, плоской и трафаретной печати (это офорт, акватинта, линогравюра, ксилография, монотипия, шелкография, литография).
В собрании представлены произведения ярких представителей ленинградской графической школы, таких как Е.С. Кругликова, П.А. Шиллинговский, Д.И. Митрохин, Г.С. Верейский, А.А. Ушин, А.В. Каплун, С.Б. Юдовин, Г.Д. Епифанов, Ю.М. Непринцев, Н.А. Павлов, А.И. Харшак, В.Г. Старов, Ю.К. Люкшин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.С. Агабеков, Курдов В.И., Астапов И.С., А.С. Ведерников, В.А. Ветрогонский, Б.Н. Ермолаев, И.И. Ершов, А.Л. Каплан, А.Ф. Пахомов и др. Как и в живописных техниках, в произведениях печатной продукции широкое развитие получили все жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые, много сюжетные композиции, книжные иллюстрации и др.
Уникальность печатной графики ХХ века состоит в том, что из разряда репродукционной она перешла в разряд художественной, авторской. Особенно широкое развитие эстамп получил в начале 1960-х годов, когда в интерьерах внутреннего убранства жилых помещений стал преобладать минималистический стиль, составляющей частью которого стали оформленные в рамку под стекло произведения малотиражной печатной графики. Они были доступны по цене, выполнены на добротном художественном уровне и по сюжету и жанру могли удовлетворить самую взыскательную публику. Авторская печатная графика, исполненная малыми тиражами, имеющая авторскую подпись и дату исполнения, придавала листам большую значимость и соответственно ценность.
Условно первыми достижениями печатной графики в первые годы советской власти можно назвать три альбома, вышедших в Петрограде почти одновременно, в 1923 году, и изданных Комитетом популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры. В создании альбомов приняли участие три прекрасных петербургских художника: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и П.А. Шиллинговский. Добужинский и Остроумова-Лебедева в технике литографии, а Шиллинговский в технике ксилографии представили на суд зрителей свое видение города в тяжелые для него годы разрухи и запустения. Ныне листы из этих альбомов, являющиеся библиографической редкостью, часто экспонируются на различных тематических выставках музея и всегда привлекают внимание зрителя не только высоким уровнем мастерства художников, но и особенным настроением и искренностью. Они были изданы малым тиражом 500 экземпляров и представляют собой высокохудожественные авторские произведения.
Широкое развитие авторские тиражированные издания получили в годы Отечественной войны и блокады Ленинграда. Художниками издавались альбомы с изображениями портретов героев воздушных боев, морских сражений, с сюжетами блокадного быта, тяжелые условия которого довелось пережить многим из них, оставшимся в блокадном Ленинграде. В этой связи нельзя не сказать о сериях значимых работ в технике литографии и ксилографии, созданных в Ленинграде в годы блокады такими художниками, как Ю.М. Непринцев, А.Ф. Пахомов, С.Б. Юдовин, Н.А. Павлов, А.С. Астапов, А.Л. Каплан и многие другие.
Литографии, ксилографии, линогравюры, офорты всегда привлекали внимание. На протяжении всей истории XX века проводились многочисленные выставки, посвященные отдельно офорту, ксилографии, литографии, линогравюре. Многие художники приобрели узкую специализацию и работали в той или иной технике, совершенствуя свое мастерство. В этих интересных для творческого вдохновения техниках проводились различные эксперименты, в результате которых появлялись поистине уникальные произведения авторской тиражированной графики. Обо всем этом в состоянии рассказать богатая коллекция эстампа, представленная в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга.