Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих

Место проведения:Петропавловская крепость, Невская куртина
В собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится большая коллекция архитектурной графики советского периода, среди которой немало нереализованных проектов. Представленные на выставке работы позволят дополнить творческую биографию ведущих ленинградских зодчих и дадут возможность познакомиться с различными этапами, пройденными советской архитектурой.
На выставке будет продемонстрировано около 70 работ из собрания музея — архитектурная графика, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати. Среди авторов проектов — как мастера «старой школы», начавшие свой творческий путь в дореволюционные годы (И. А. Фомин, Л. А. Ильин, А. Е. Белогруд), так и новая плеяда советских зодчих, оставившая заметный след в формировании архитектурного облика Ленинграда (Н. А. Троцкий, Е. А. Левинсон, Д. П. Бурышкин, Н. В. Баранов, С. Б. Сперанский, Б. Н. Журавлев, С. И. Евдокимов и другие).
Настоящая выставка является продолжением проекта «Несбывшийся Петербург», который был реализован в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в 2018–2019 годах.
***
В первые послереволюционные годы, во время Гражданской войны и послевоенной разрухи, проектная деятельность сосредоточилась в области «бумажной» архитектуры, практически не имевшей шансов на реализацию в постройках. Одной из главных задач был творческий поиск новых форм и выразительных средств, «созвучных революции». Первым опытом решения этой задачи стал конкурс на проект Дворца рабочих в Петрограде.
С середины 1920-х годов наметился общий поворот к авангарду в архитектуре, одним из направлений которого стал конструктивизм. Черты нового архитектурного языка отразились в проектах рабочих клубов, зрелищного центра в парке им. В. И. Ленина, дома-коммуны в Выборгском районе, конкурсном проекте гостиницы «Интурист» и других работах.
В начале 1930-х годов, когда в советской архитектуре произошел инспирированный сверху кардинальный поворот к освоению классического наследия, в Ленинграде получила распространение модернизированная версия неоклассики, основанная на использовании упрощенного монументального ордера. В подобной стилистике выполнены проекты Дома советов Выборгского района и здание Гидрографического управления на Малой Охте.
К концу 1930-х годов архитектура приобретает все более ретроспективный характер, в ней нарастают черты декоративной помпезности. Это направление, получившее название «сталинского ампира», нашло отражение в ряде проектов оформления нового общегородского центра вокруг Дома Советов на Московском проспекте — одного из самых амбициозных градостроительных замыслов довоенного Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны, в условиях вражеской блокады, архитекторы работали над проектами будущего восстановления и реконструкции Ленинграда. К этому периоду относятся проекты создания площади на месте разрушенного в блокаду Андреевского рынка, Центрального городского парка в Петроградском районе и другие работы.
В начале 1950-х годов в рамках реконструкции проспекта имени Сталина (Московского) был разработан ряд эскизных проектов высотных зданий, которые могли бы оживить жилую застройку магистрали, перекликались с высотными сооружениями исторического центра города. Высотки должны были стать также главным акцентом в композиции ансамбля площади у Средней рогатки — парадного въезда в город со стороны Москвы и Киева.
Следующий поворот в истории советской архитектуры произошел в период хрущевской «оттепели». Правительственное постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» повлияло на стилистику общественных зданий. Основным направлением ленинградской архитектуры стал модернизм, который характеризуется широким использованием в конструкциях зданий железобетона и стекла, лаконичностью геометрических объемов и отсутствием декора. С середины 1970-х годов в проектировании и строительстве зданий усиливается тенденция к усложнению архитектурных форм и пластической выразительности фасадов.
В соответствии с модернистской стилистикой выполнены конкурсный проект застройки правого берега Невы в районе Малой Охты; проекты Дома культуры энергетиков в Гавани, нового корпуса Ленинградского электротехнического института на Аптекарской набережной и другие работы. Крупнейшим градостроительным замыслом второй половины XX века явилось создание «морского фасада» Ленинграда, центральным звеном которого должна была стать западная часть Васильевского острова в устье реки Смоленки.
Дополнительная программа выставки:
18 февраля 2025 в 18.30 - лекция Михаила Крайнова "Несбывшийся Ленинград"
Видеорепортаж телеканала НТВ о выставке
Стоимость билетов: взрослый - 200 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры РФ) - 120 руб. Также выставку можно посетить по единому билету на посещение музейных экспозиций и выставок Петропавловской крепости.