Leningrad. Lithographic cycle by Anatoly Kaplan

To the 120th anniversary of the birth of Anatoly Kaplan
The exhibition from the private collection of the Kushnir family and the collection of the State Museum of the History of St. Petersburg presents about 160 lithographs and drawings by Anatoly Kaplan (1903-1980) representing the city of Leningrad, which survived the war and blockade.
It is one of the best examples of fine art dedicated tо the city on the Neva.
The exhibition also displays pencil drawings with views of the city, which are preserved in the artist's notebooks.
К 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
К 120-летию со дня рождения Анатолия Каплана
Выставка из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляет около 160 литографий и рисунков Анатолия Львовича Каплана (1903-1980), посвященных Ленинграду, пережившему войну и блокаду. В том числе литографический цикл «Ленинград», признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве.
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвященных жизни города, оправляющегося после пережитых испытаний. Эмоциональные переживания художника были столь сильны, что Каплан долгое время не в силах расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 1950-х годов. Все, что он видел вокруг, все наблюдения, отраженные в набросках и претворенные в законченные композиции, помогают представить, что более всего интересовало художника: это и уборка снега, и разборка разрушенного дома, и облик Невского проспекта во время затемнения, маленький буксир на Фонтанке, деревья и решетки набережных, за которыми вырисовываются архитектурные доминанты, любимый Летний сад и Марсово поле. Однако, даже изображая прозаические сюжеты городской жизни, автор переносил зрителя в иное сказочно-лирическое измерение, очерчивая границу реальности пеленой дождя или призрачным светом белой ночи.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери. Первые листы серии были посвящены погибшим друзьям Каплана. Для этого художник выбрал черно-белое колористическое решение, которое распространилось на весь цикл работ. Всего мастером было создано более 100 литографий с видами Ленинграда. Все листы датированы и имеют название.
Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях художника. Не всегда зарисовки были подготовительным материалом для дальнейшего их перевода на литографские камни. Эти рисунки — отдельный пласт творчества Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944-1948 годами. Страницы из блокнотов не имеют конкретной даты и названия, однако запечатленные на них городские пейзажи легко узнаваемы.