Государственный музей истории Санкт-Петербурга
+7 (812) 230-64-31
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей
    • Назад
    • Музей
    • Новости
    • Анонсы
    • 350 лет Петру I
    • Музейный комплекс
      • Назад
      • Музейный комплекс
      • Петропавловская крепость
        • Назад
        • Петропавловская крепость
        • Историко-архитектурный очерк
        • Карта-схема крепости
      • Крепость Орешек
        • Назад
        • Крепость Орешек
        • Историко-архитектурный очерк
        • Интерактивная схема
        • Основные объекты
      • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Назад
        • Монумент героическим защитникам Ленинграда
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей С.М.Кирова
        • Назад
        • Музей С.М.Кирова
        • Историко-архитектурный очерк
        • Фонд С.М.Кирова
        • Издания
        • Сайт
      • Особняк Румянцева
        • Назад
        • Особняк Румянцева
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей-квартира А.А.Блока
        • Назад
        • Музей-квартира А.А.Блока
        • Историко-архитектурный очерк
      • Музей печати
        • Назад
        • Музей печати
        • Историко-архитектурный очерк
      • Дом Матюшина
        • Назад
        • Дом Матюшина
        • Историко-архитектурный очерк
    • Сотрудничество
      • Назад
      • Сотрудничество
      • Партнеры
        • Назад
        • Партнеры
        • Российские партнеры
        • Зарубежные партнеры
        • Информационные партнеры
      • Сотрудничество с музеями
      • Реставрация и реконструкция
    • Мультимедиа
      • Назад
      • Мультимедиа
      • Фотогалерея
      • Веб-камеры
      • 3d панорамы
      • Аудио туры
    • Контакты
    • Документы
    • Архив
    • Доступная среда
  • Экспозиции и выставки
    • Назад
    • Экспозиции и выставки
    • Экспозиции
    • Временные выставки
    • Выставки вне музея
  • События
    • Назад
    • События
    • Концерты и фестивали
    • Специалистам
    • Разное
    • Организация мероприятий
  • Лекции
  • Детям
  • Издания
  • Фонды
    • Назад
    • Фонды
    • Вещественные памятники
    • Изобразительные памятники
    • Фотодокументы
    • Письменные памятники
    • Открытки

Предметный мир модерна

  • Главная
  • Экспозиции и выставки
  • Экспозиции
  • Предметный мир модерна
Предметный мир модерна Место проведения: Петропавловская крепость, Никольская куртина (2-й этаж)

Экспозиция, объединившая более 200 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, представляет лучшую часть музейной коллекции декоративно-прикладного искусства: мебель, осветительные приборы, изделия из фарфора и стекла, бытовые предметы из металла, витражи, выполненные в стиле модерн.

Экспозиция посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры  —  рубежу Х1Х – начала ХХ века, который называют эпохой модерна.  Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых  разных областях художественного творчества.  В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой  подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов,  выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан с новым стилем. Напоминает об этом экспозиция в Никольской куртине, демонстрирующая  богатейшее собрание произведений декоративно-прикладного искусства в стиле модерн.

Основу новой экспозиции составляет коллекция мебели. В эпоху модерна на смену грузной, тяжеловесной мебели периода эклектики пришли практичные гарнитуры легкой конструкции. Такую мебель часто делали из светлых пород дерева и украшали резным растительным орнаментом, который подчеркивал изогнутые контуры предметов. Появилась многофункциональная, комбинированная мебель. В моду вошли диваны, составляющие единое целое с боковыми шкафчиками и с верхней надстройкой в виде зеркала с полочкой для различных безделушек. Большое распространение в интерьерах получили небольшие столики и этажерки.

Особого внимания  здесь заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°», которая одной из первых в России наладила массовое производство мебели в новом стиле. В экспозиции можно увидеть три мебельных  гарнитура из сосны, грушевого дерева, и клена, предположительно изготовленных этой фирмой.

Рядом с предметами мебели демонстрируются настольные и каминные часы и рамы для картин, декорированные в стиле модерн.

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков. В это время начало использоваться  электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направлять свет в любую сторону, в том числе вниз, добиваясь оригинальных оптических эффектов («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это  открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. 

Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса. Также впечатляют разнообразием и декоративные приемы оформления светильников: фигурные плафоны, съемные детали-подвески, вставки из смальты и грубо обработанного стекла, имитирующего самоцветы, окантовка бисером и стеклярусом, стилизованные дамские фигуры — все это служило единым художественным задачам.

Оригинальную и узнаваемую манеру оформления светильников выработал американский художник-дизайнер Луис Комфорт Тиффани. Первые настольные лампы, оборудованные «витражными» (набранными из стеклянной мозаики) абажурами или украшенные переливающимся стеклом, появились в 1893 году. Продукция фабрики Тиффани породила массу подражаний. Подобные светильники, выполненные, вероятно, мелкими российскими фабриками или мастерами-кустарями, представлены в экспозиции.

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. В экспозиции широко представлены изделия российских  и западноевропейских фарфоровых и стекольных предприятий: отечественных Императорского фарфорового, Гусь-Хрустального заводов,  Товарищества М. С. Кузнецова, завода братьев Корниловых;  датских Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики «Бинг и Грёндаль», французских фирм «Мануфактура Эмиля Галле», «Братья Дом»,  «Легра и К°», «Братья Мюллер и К°»,   немецких фабрик «Фасольд и Штаух»., «Карл Энс»,  «Виллерой и Бох» и других.

Интересны вазы из  многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные «Мануфактурой Эмиля Галле» (Нанси). Использование техники резьбы и травления плавиковой кислотой позволяло добиваться выразительных декоративных эффектов: перспективы, рельефности рисунка, изысканного сочетания тонов и полутонов.

Стилистика произведений Галле и разработанная им технология производства оказали огромное влияние на продукцию большинства европейских производителей художественного стекла. Ближайшим последователями Галле были братья Огюст и Антонен Дом (Нанси). На Галле ориентировались в своей продукции французские фирмы Огюста Легра́ (Сен-Дени) и «Братья Мюллер» (Люневиль). В той же технике травления выполнена представленная в экспозиции ваза с растительным орнаментом, изготовленная на Гусевском хрустальном заводе.

Ведущее место в производстве фарфора эпохи модерна занимала Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура, где под художественным руководством Арнольда Эмиля Крога была освоена техника подглазурной росписи и приглушенная, напоминающая акварель серо-синяя гамма изделий, ставшие  отличительными чертами «копенгагенского стиля». В качестве сюжетов росписи чаще всего использовались мотивы флоры и фауны, а также пейзажные зарисовки. Вазы, созданные на Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуре по формам А. Э. Крога, можно увидеть в экспозиции. Под влиянием произведений датской мануфактуры выполнены представленные здесь же  вазы «Морской вид» и «Совы на снегу», изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

Модным атрибутом многих интерьеров начала XX века были небольшие фарфоровые фигурки зверей и птиц. Их коллекционированием занимались как представители среднего класса, так и члены императорской семьи. Известно, например, что фигурка лежащего поросенка, выполненная по модели датского скульптора Эрика Нильсена, находилась в кабинете вдовствующей императрицы Марии Федоровны в петергофском Коттедже.

Особого внимания заслуживают скульптурные композиции из фарфора, созданные на Императорском фарфоровом заводе по моделям известных художников: «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова (модель 1905 года) и В. А. Серова «Похищение Европы» (модель 1910 года).

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла: подсвечники, письменные, курительные  принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы.      

Ярким дополнением экспозиции являются  оконные и дверные витражи начала ХХ века, некогда украшавшие петербургские дома.    

Видеоэкскурсия по экспозиции                

Экспозиции Петропавловская крепость
  • Экспозиции 
  • Временные выставки 
  • Выставки вне музея 
   
Версия для печати
+7 (812) 230-64-31
Оставайтесь на связи


© 2023 Все права защищены.

Национальные проекты России